Часами пробиваться коротким путем

новые самолеты летали уже с

Полярная авиация быстро развивалась. Новые самолеты летали уже с береговых аэродромов. Наблюдения за погодой и льдами вели специалисты, которые составляли карты ледовой разведки. Летчики сбрасывали такие карты на палубы ледоколов.

На современных самолетах фототелеграфная аппаратура передает изображение карты ледовой разведки сразу в целый ряд пунктов, оборудованных приемными устройствами,— в порты, на аэродромы и отдельные ледоколы. Теперь для ведения разведки в быстро изменяющейся ледовой обстановке на ледоколах появились вертолеты. Они Езлетают(и садятся прямо на палубу, способны подолгу висеть в воздухе, пока наблюдатель спокойно разглядывает ледяные поля.

Данные разведки значительно облегчают капитанам ледоколов выбор выгодных курсов. Зачем часами пробиваться коротким путем напрямик через торосы, рискуя застрять во льдах? Гораздо выгоднее длинный обходной путь по трещинам, разводьям и слабым перемычкам. Льды в Арктике искажают все общепринятые представления о расстояниях.

Ледокол обычно не ходит один. Он не перевозит сам грузы: емкости его грузовых трюмов едва хватает для надобностей самого корабля. Кроме того, большой вес ледокола и его оборудования не позволяет принимать на борт ничего лишнего. Зато за ним обычно тянется целый караван других судов. Мощный линейный ледокол пробивает для них канал, раваый ширине его корпуса. Эта узкая лента воды редко остается чистой: ее заполняет мелкобитый лед и льдины, вырывающиеся из-под днища ледокола. Судам надо среди них пробиваться. Нередко подвижные ледяные поля перемещаются под влиянием ветра и течений, в несколько минут сводя на нет всю работу, проделанную ледоколом. Суда останавливаются, и на мастик ледокола доносятся их тревожные гудки. Останавливается и ледокол. Он разворачивается, что сделать не так-то просто из-за окружающих его ледяных полей. Машины работают враздрай, руль положен на борт. То носом, то кормой он ломает лед и наконец идет к требующим помощи судам околоть лед, чтобы они .могли дать ход.

С первых лет освоения Арктики, после плавания «Сибирякова» и гибели «Челюскина», стало очевидным, что во льдах должны ходить хорошо приспособленные для этой цели суда. Какими они должны быть? На этот вопрос ответил опыт судов — пионеров ледового плавания. Их трудные и опасные походы во льдах, длительные дрейфы в ледяных полях многое подсказали кораблестроителям. Они стали создавать грузовые суда специально для плавания во льдах. В Арктику пришли новые пароходы «Севморпуть-I», «Севморпуть-II» и несколько меньшего размера суда типа «Дежнева». Но и они были далеки от совершенства, в частности, сшрость, с которой они могли следовать за ледоколом, была небольшой и, следовательно, невыгодной для перевозки грузов. Надо было пересмотреть и форму их обводов, и прочность ледового пояса, и силу машин.