Число парусов расположенных один

суда с вооружением шхуны великолепно ходили при боковом

В течение XVIII в. сложился устойчивый тп так называемого прямого парусного вооружения. Трех — или четырехмачтовое судно, на всех мачтах которого поднимались только прямые паруса, называлось кораблем. Если на таком судне бизань-мачта была «сухой», т. е. не имела ни одного прямого паруса, а несла только косой, то оно называлось барком. Двухмачтовое судно с прямым вооружением — бриг.

Число парусов, расположенных один над другим на фок — или грот-мачтах, доходило до 5—6. Суда могли идти под всеми парусами только при сравнительно слабом ветре, при его усилении число парусов приходилось убавлять. В этом случае верхние паруса спускали, а на нижних брали рифы, т. е. уменьшали их площадь. Для этого на парусе пришивалось два-три ряда специальных завязок — риф-сезней.

четырёхмачтовый корабль, бриг, четырёхмачтовый барк, бригантина

Работа с прямыми парусами требовала от команды не только умения и сноровки, но и физической силы, смелости. Для уборки или постановки парусов приходилось взбираться по вантам на мачты и по пертам на реи, затем, лежа на рее, подтягивать парусину, выкатывать ее, перевязывать особыми плетеными концами — сезнями. Сшитый из грубого и плотного материала, надутый ветром, мокрый парус терял всякую эластичность. Подтягивание его было тяжелой работой. Красивая выкатка паруса с постепенным утолщением от концов реи к середине и аккуратная переЕязка свидетельствовали об отличной выучке команды. И неслучайно быстрая уборка или постановка парусов была предметом особой гордости моряков, так как от скорости выполнения манерров в штормовую погоду зачастую зависела судьба судна и его экипажа.

Корабли с прямым вооружением лихо ходили с попутным ветром, но не могли ходить круто к нему: на таких курсах это вооружение оказывалось невыгодным. Вот почему выработался еще один распространенный вид вооружения — шхуны. На классической шхуне могло быть две, три, четыре и более мачт и ни одного прямого паруса. Суда с вооружением шхуны великолепно ходили при боковом ветре и, можно сказать, идеально шли под острыми углами к нему. Количество снастей в бегучем такелаже было значительно меньшим, а сама оснастка проще, чем на барке или бриге. Для уборки парусов не надо было взбираться на мачты, паруса опускали на палубу, и все работы с ними производились внизу минимальным числом людей. Но и шхуны тоже имели «ахиллесову пяту»: они плохо ходили с попутным ветром и при этом на волнении рыскали и вели себя беспокойно. Наконец, паруса шхуны нельзя поставить перпендикулярно борту, как это требуется при ветре, дующем в корму. Это обстоятельство было одной из причин появления судов, на которых смешивались оба вида парусного вооружения. Если на двухмачтовой шхуне поставить фок-мачту с прямым вооружением, то получится наполовину шхуна, наполовину бриг — такие суда называют бригантинами. Если же такие изменения сделаны на шхуне, имеющей три и более мачт, то судно называют баркентиной. Иногда и на шхунах при длительном плавании с попутным ветром убирали косые паруса и поднимали на фок-мачте большой прямоугольный брифок.