Что остается капитанам

штормовать значит противопоставить могуществу

Искали и другие способы успокоения качки. Например, на корпусе судов появились длинные пластины — бортовые кили, установленные вдоль тока воды. Их располагают на скулах судна так, чтобы они не выходили из воды при качке, не выступали за наиболее широкую часть корпуса, не касались мола при швартовке. На ходу на таком киле возникает подъемная сила, противоположная ло знаку на правом и левом бортах, которая и способствует умерению качки. Ширина пластин невелика — 100—600 мм.

Развивая эту идею, инженеры создали боковые управляемые рули. В тихую погоду они убираются в специальные ниши и выдвигаются в рабочее положение только по мере необходимости. В какой-то мере эти рули напоминают плавники рыбы, но свою родословную ведут скорее от элеронов самолета. Особое регулировочное устройство разворачивает рули во время качки в противоположные стороны, и па них возникают подъемные силы, уменьшающие размахи на различных режимах волнения. Чем больше скорость, тем эффективнее действие рулей, когда же корабль стоит, они почти бесполезны и работают как бортовые кили.

Огромны штормовые волны, тяжки и разрушительны их удары. В своем неистовом гневе океан с одинаковой легкостью готов поглотить и крупный пассажирский лайнер, и рыбачью шхуну, и боевой крейсер. Капитаны — уверенные в себе, знающие свое дело люди. Но они охвачены тревогой за судьбу своих кораблей, не покидают мостика, не отходят от машинного телеграфа, словно прохлада его рукояток может принести им облегчение. Судно едва выдерживает борьбу со штормом. Но всему есть предел. Есть предел и возможностям корабля — и капитаны хорошо это понимают. Что же делать? Укрыться в ближайшем порту? Но до него сотни миль. Остается одно — штормовать.

Штормовать — значит противопоставить могуществу океана опыт и умение моряка, изобретательность и силу человеческого разума. Штормовать — значит проводить бессонные дни и ночи, зорко наблюдая за океаном. Штормовать— значит выбрать выгодные курс и скорость, медленно и осторожно продвигаясь против волны или по волне, терпеливо дожидаясь окончания шторма.

Как же все-таки идти — по волне или против нее? Этот вопрос всегда вызывал споры.

Лучше держаться носом против волны, считают одни. Бортовой качки почти нет, руль и винт защищены от ударов волн, судно продвигается медленно и, по существу, остается в одном и том же районе. В туман и мглу легче избежать столкновения при внезапной встрече с другим судном.