Если надо покинуть судно

пассажиры сходят на берег по

В порту судно словно отдыхает у мола или пристани после океанских штормов, приводит себя в порядок, безропотно предоставляя кранам опустошать свои трюмы. Пассажиры сходят на берег по удобным трапам, автомобили подвозят все необходимое к самому борту, и шлюпки при этом совершенно не нужны. И все-таки они есть в достаточном количестве. Стоит лайнеру встать на якорь где-нибудь на рейде, и оказывается, что без них он уже не может обойтись — связь с берегом, доставка почты и много других самых разных дел. Но, пожалуй, самое главное — шлюпка выручает моряков в трудную минуту, когда они вынуждены покинуть свое судно.

Шлюпка — сама, по существу, миниатюрное судно. Иногда на ней есть весла и парус, иногда — двигатель внутреннего сгорания. На многих шлюпках получил широкое распространение ручной привод на гребной винт. У каждой банки, где обычно сидйт гребец, расположены два рычага, связанные с гребным валом коленчатой передачи, с их помощью, вращают винт, при этом скорость движения шлюпки достигает 3—4 узлов. Ручной привод имеет много преимуществ перед веслами: он не требует обученных гребцов, позволяет лучше использовать пространство внутри шлюпки. С таким приводом легче отходить от аварийного судна. Момент отваливания от борта на волнении наиболее опасен на гребной шлюпке, так как всегда проходит какое-то время, прежде чем гребцы успеют разобрать весла и набрать ход.