Фазовые и импульсные системы

Современные импульсно фазовые радионавигационные системы

Для измерения разности расстояний по сигналам опорных радиостанций были разработаны специальные методы: фазовый — советскими учеными Л. И. Мандельштамом и Н. Д. Папалекси и импульсный — американскими учеными.

Развитие импульсных и импульсно-фазовых методов привело к созданию системы дальней навигации «Лоран». «Лоран» измеряет промежуток времени между моментами прихода двух коротких импульсов, синхронно посылаемых двумя береговыми станциями, находящимися на значительном удалении друг от друга. Эти импульсы принимает специальный приемник с индикатором в виде электроннолучевой трубки, на которой возникают изображения импульсов. Для определения разности во времени прихода этих импульсов на первых образцах индикаторов наблюдатель, вращая ручку, совмещал оба изображения и снимал отсчет по показаниям специального счетчика. Потом этот процесс был автоматизирован. Дублирование счетного устройства дало возможность значительно сократить время определения места судна и повысить его точность, так как прием сигналов двух пар станций стали производить одновременно.

Линии положения — гиперболы нанесены на специальных картах и отмечены цифрами микросекунд так же, как и шкала счетчика времени судового приемника. Место судна лежит на пересечении двух гипербол, найденных по данным приема сигналов двух пар станций «Лоран». Обсервованное место, полученное на такой карте, переносится на путевую, по которой ведется прокладка курса.

Англичане создали еще одну разновидность фазовых систем — систему «Декка» (1947 г.). Во время ее работы в точке приема измеряются разности фаз двух колебаний, излучаемых береговыми станциями. Эти колебания улавливаются установленными на кораблях специальными приемниками с приборами для измерения разности фаз — декометрами. Линиями равного значения разности фаз тоже являются гиперболы.

Фазовые радионавигационные системы весьма подвержены влиянию пространственных радиоволн, отраженных от ионосферы, поэтому надежная дальность действия этих систем 100—160 миль. Зато с точки зрения точности они имеют значительные преимущества перед всеми другими радионавигационными системами.

Системы «Лоран» и «Декка» обеспечивают точность определения места, достаточную для обычных навигационных целей. Океанографические корабли, ведущие исследования в океане, для своей работы нуждаются в более высокой точности, чтобы повторно выходить и вести наблюдения в совершенно определенных точках моря. Примером такого рода оборудования может служить фазовая навигационная система «Рейдист», обеспечивающая точность определения местоположения корабля +15 м на расстоянии около 200 миль.

Наряду с радионавигационными системами типа «Лоран», «Декка», «Рейдист», работающими на длинных и сверхдлинных радиоволнах, появились новые, более совершенные инерциальные навигационные системы, дающие кораблю большую автономность плавания, отрывающие его от береговых станций.