Группа конструкторов под руководством профессора

для усиления эффекта иногда устраивают два ряда

Интересно, что еще в прошлом столетии, в 1853 г., архитектор по производству работ Архангельской губернской строительной и дорожной комиссии коллежский асессор Иванов подал прошение на имя главного управляющего путей сообщения и публичных зданий. Он писал: «…Мною придумано судно под именованием трехкильный духоплав, которое, с помощью воздушной на нем машины и силы только двух человек, вгнетанием воздуха под его дно может плыть с значительной быстротой против ветра и стремя воды. Проект такого судна, состоящий из чертежей и пояснительной записки, мною составлен в свободное от служебных занятий время».

Надо отдать должное уму и изобретательности автора, который предвосхитил то, что могло быть сделано лишь через столетие, поэтому неудивительно, что было приказано «трехкильный духоплав» «…по неодобрительности оного, оставить без последствий».

В 1935 г. группа конструкторов под руководством профессора Московского авиационного института В. И. Лев-кова провела реальный эксперимент — построила и испытала первые катера на воздушной подушке. Но только после второй мировой войны в различных странах начались широкие опыты в этом направлении.

Одна из труднейших задач в создании судов такого типа— удержать подушку под днищем. На судах Левкова и на судах других конструкторов днище — с целью удержания подушки — образовывало куполообразную камеру, в которую и поступал нагнетаемый сверху воздух. Такие суда были неэкономичны, так как воздух легко утекал между нижней кромкой камеры и поверхностью моря. Кроме того, суда легко кренились, парили на небольшой высоте и, следовательно, всегда могли коснуться воды кромкой одного из бортов и перевернуться. Инженеры искали различные способы, чтобы надежно «запереть» воздушную подушку.

Среди предложенных вариантов большое распространение получила воздушная завеса: воздушный поток, нагнетаемый под большим давлением, чем сама воздушная подушка, врывается в камеру через специальные сопла, расположенные по периферии днища. Вокруг подушки образуется своеобразная кольцевая завеса, которая подпитывает «подушку» и препятствует ее растеканию. Для усиления эффекта иногда устраивают два ряда сопел, создавая двойную завесу. Реактивное действие воздушных струй несколько увеличивает и подъемную силу.

Простое усовершенствование, примененное впервые в Англии в 60-х годах, решило задачу. На нижнюю часть судна надели «юбку» из нейлона и прорезиненной ткани, концы которой уходили в воду. Воздушная подушка была поймана, утечка воздуха сведена к минимуму, а его давление возросло. В результате этого без затраты дополнительной мощности высота парения увеличилась, возросла и полезная нагрузка, а эксплуатационные расходы сократились. Эксплуатация «юбки» в течение 500 часов не принесла ей сколько-нибудь значительного ущерба.