Качка

характер качки в определенной степени зависит от

Остойчивость — важнейшее, но не единственное качество, необходимое для борьбы корабля с волнением. Остойчивое судно противостоит натиску волн, все время возвращаясь в вертикальное положение. Возникает качка. Если не принять должных мер, то ее последствия скажутся на работе машин, на скорости хода, увеличат заливаемосгь и забрызгиваемость палубы, скажутся на условиях жизни и, наконец, когда величина крена перейдет через определенный предел, судно может опрокинуться,

Качка на морском волнении носит сложный характер, но ее удобно рассматривать по-составляющим: бортрвая — корабль переваливается с борта на борт, килевая, или продольная, — корма и нос опускаются и поднимаются попеременно и, наконец, вертикальная качка, когда волны поднимают и опускают корабль. Соответственно этим составляющим качку оценивают по углам крена, дифферента, а также по периоду времени, в течение которого совершаются колебания. Наиболее интенсивно проявляется бортовая качка.

Если каким-либо образом искусственно раскачать корабль, он будет совершать собственные колебания. Время, в течение которого он совершит полный двойной размах, т. е. перейдет, допустим, из крайнего правого наклонного положения в левое, а затем вновь накренится на правый борт, называется периодом его собственных поперечных колебаний. Чем период волн ближе к периоду собственных колебаний, тем интенсивнее качка. Волны в этом случае действуют в такт с качаниями корабля, или в резонанс, в результате качка усиливается и углы крена быстро увеличиваются. Если же эти периоды отличаются друг от друга, размахи качки то увеличиваются, то уменьшаются, и корабль раскачивается с умеренной силой.

Характер качки в определенной степени зависит от ин-женера-кораблестроителя. Выгодно, например, чтобы судно имело по возможности большие периоды собственных колебаний— этого можно достичь некоторым уменьшением ме-тацентрической высоты. Академик А. Н. Крылов называл ее рычагом, за который волны раскачивают корабль. Судно с малой начальной остойчивостью станет более валким, чувствительным к боковому ветру, но зато будет раскачиваться плавно и приятно. Остойчивость такого судна может быть обеспечена за счет высоты наружного борта. Обычно именно такими свойствами обладают крупные пассажирские суда.