Капитан приказал сделать поворот

прежде чем было открыто явление

В 1803 г. вблизи португальского побережья погиб фрегат «Аполло». Поговаривали, что причиной гибели оказались неправильные локазания компаса. В 1811 г. пришли известия о катастрофах с английскими линейными кораблями у берегов Дачии и Голландии.

Осенью 1842 г. трехмачтовый парусник «Рилайэнс» с зарифленными парусами вошел в пролив Ла-Манш. Впередсмотрящий тщетно старался разглядеть сквозь мглу английский берег. Все, начиная с капитана, были уверены, что «Рилайэнс» приближается к Англии. Только ночью справа и слева были замечены огни. Капитан приказал сделать поворот через фордевинд, во время которого парусник налетел на мель. Судно стало биться о грунт и переваливаться с борта на борт. Капитан приказал дать сигнал бедствия и срубить грот-мачту. Через несколько минут она с треском полетела за борт, вскоре за ней последовала фок-мачта. Баркас, который, хотели спустить на воду, оказался разбитым, две другие шлюпки тоже были совершенно непригодны. Груз чая, спрятанный в трюмах, разбух и взломал палубу. Вскоре «Рилайэнс» развалился на части, усеяв море сотнями обломков, за которые цеплялись люди. Часть из них была подобрана английским пароходом.

итальянский морской компас начала xviii века

По свидетельству спасенных, почти трое суток не было возможности определить место судна. При таком продолжительном плавании даже небольшая ошибка в показаниях компаса могла привести к аварии, что и случилось с «Рилайэнсом»: он сел на мель у Французского берега.

Репутация компаса вновь оказалась под угрозой. Значит, все-таки он ненадежен и обладает какими-то скрытыми недостатками! Но виноват был не сам прибор, а недостаточный уровень развития науки о земном магнетизме.

Как уже было сказано, еще в конце XVII в. было замечено влияние самих судов на показания компасов. В чем же дело? Для окончательного ответа на этот ©опрос потребовалось по крайней мере полтора столетия.

Прошло не менее полутора столетий, прежде чем удалось установить, что на показания компаса существенное влияние оказывает наличие на судах металла, т. е. прежде чем было открыто явление так называемой девиации.

Но пока о ней еще ничего не было известно. А в деревянное судостроение все больше и больше стало проникать сначала железо, а потом и сталь. Влияние стали на компас было ©первые подмечено английским капитаном Мэтью Флиндерсом, про которого не скажешь, что ему надо было родиться на сто лет раньше или позже. Он появился на свет как раз вовремя — во второй половине XVIII в. Мореплавание бурно развивалось, и Мировой океан открывал свои просторы для всех тех, кто, рискуя жизнью, хотел во что бы то ни стало добавить хотя бы частичку нового к представлениям о нашей планете.

В 1789 г., едва достигнув 15-летнего возраста, Флиндерс поступил в Королевский флот и сразу отправился в дальнее плавание к Антильским островам, или, как тогда говорили, к Вест-Индии. Затем несколько лет он участвовал в обследовании берегов Австралии.

Путешествия были нелегкими. Маленькие скрипучие парусники, с днищем, изъеденным морскими древоточцами, и постоянной течью, были плохим убежищем для людей, годами оторванных от земли. Необходимость экономить пресную воду, плохое питание, цинга и другие болезни отнюдь не скрашивали суровые условия жизни на корабле.