Капитаны стараются идти как

угол между его курсом и линией ветра становится

Ни один парусник не может идти прямо против ветра, зато любой идет под некоторым углом — менее 90° — к направлению ветра, или, как говорят моряки, в бейдевинд. Если при этом пункт, в который должен прийти корабль, находится прямо или почти против ветра, капитан начинает лавировать. Лавирование — это своеобразная борьба с ветром, во время которой моряки, идя против ветра ломаными курсами, зигзагами, умеют в то же время использовать его силу. Вместо того чтобы направляться прямо туда, куда надо прибыть, парусник движется то вправо, то влево от этого направления. Он проходит десятки миль в сторону, чтобы продвинуться на 3—4 мили к цели. Капитаны стараются идти как можно круче к ветру, чтобы выиграть в расстоянии, и этот выигрыш зависит и от их искусства, и от качества парусов, и от обводов корпуса судна. Один из двух галсов обычно невыгоден, потому что при этом судно значительно удаляется от цели. Поэтому, если позволяют глубины и поблизости нет опасных рифов, моряки стараются как можно дольше держаться выгодного галса. Только в самый последний момент парусник ложится на другой галс. Смена галса — это поворот судна, это переход линии ветра, это перенос парусов с борта на борт, это потеря времени. В определенных условиях такой поворот становится испытанием, подчас тяжелым.

курсы парусного судна относительно ветра

Всякое парусное судно поворачивает одним из двух способов — оверштаг (судно пересекает линию ветра носом) или через фордевинд (судно пересекает линию ветра кормой).

Предположим, парусник, двигаясь в бейдевинд, начинает поворот оверштаг. Он идет все круче и круче к ветру. Угол между его курсом и линией ветра становится все острее и острее. Вот начинают полоскать и перестают работать паруса. Теперь все зависит от инерции судна, а она как раз и теряется в эти минуты. Все мешает повороту: ветер больше не работает на моряков, волна бьет в скулу и задерживает нос. А ведь для поворота оверштаг надо не только дойти носом до линии ветра, но и перейти ее так, чтобы паруса, оказавшиеся на противоположном борту, вновь забрали ветер и судно получило ход. Вот в эти-то минуты от капитана и требуется все его умение, а от команды —сноровка, но и при этом маневр не всегда удается. Иногда один такой неудавшийся поворот решает судьбу корабля.