Карданов подвес

для работы прибора нужна

На внутренней стороне котелка нанесены две курсовые черты — одна против другой. Котелок устанавливается так, чтобы обе курсовые черты располагались в диаметральной плотскости корабля. Поворачиваясь вместе с котелком вокруг неподвижной картушки, курсовая черта дает возможность читать курс корабля. Именно по ней и правит рулевой, удерживая эту черту около заданного деления картушки.

Котелок компаса покоится на кардановом и пружинном подвесах. Карданов подвес позволяет ему сохранять горизонтальное положение во время качки, а пружинный предохраняет от ударов. Снаружи около котелка расположены бруски или шары мягкого железа — для уничтожения четвертной девиации, а непосредственно под котелком установлен девиационный прибор — для уничтожения полукруговой девиации.

котелок, картушка, поплавок, шпилька, система магнитных стрелок

Необходимость периодически уничтожать и определять остаточную девиацию заставляла задумываться над проблемой создания немагнитного механического компаса. К началу нашего столетия были хорошо изучены свойства гироскопов и на их основе сконструирован гироскопический компас.

В наши дни промышленность выпускает различные типы этих приборов. Пользование ими не составляет особых трудностей. Поправки к их показаниям, как правило, малы и постоянны. Но сами приборы сложны, требуют квалифицированных специалистов для обслуживания.

Гирокомпас приходится включать заблаговременно, до выхода в море, чтобы он успел, как говорят моряки, «прийти в меридиан». Для работы прибора нужна электроэнергия определенного напряжения. Всегда можно ждать непредвиденных обстоятельств, которые могут сказаться на показаниях прибора, особенно в аварийных условиях.

Вот почему и сегодня на самых современных судах, оборудованных по последнему слову морской техники, обязательно есть магнитный компас. Этот компас покоится на нактоузе — маленьком шкафчике с дверцей, обращенной в корму. Он всегда закрыт на ключ, который хранится у штурмана, чтобы никто не мог коснуться установленного в нем девиационного прибора. Магнитный компас не требует постоянного ухода и наблюдения специалиста. Он всегда готов к действию и на большом корабле, и на катере, и на шлюпке, ибо это — истинный друг моряка.