Катамараны

если кёр оглы сегодняшний день то другой катамаран

Человек подобрал ключи к нефтяным кладовым Каспия, нефть стали добывать со значительных глубин. В этом достижении большую роль сыграли и кораблестроители. Прежде чем буровые вышки шагнули далеко в море, пришлось создать суда, способные не только доставить к месту строительства громоздкие и тяжелые конструкции, но и собрать их, несмотря на ветер и волнение. Это стало особенно важным, когда вышки начали сооружать из тяжелых и крупных блоков для облегчения труда монтажников, сокращения сроков и удешевления строительства.

В наш век науки и техники старые идеи нередко облекаются в совершенно новые технические формы. Аборигены островов Тихого океана понятия не имели о теории остойчивости, зато они интуитивно познали сокровенный смысл этого важнейшего мореходного качества. На утлом челне или пироге с. простейшим приспособлением в виде бревна-противовеса или на двух спаренных челнах они плавали в свежую погоду в океане. Их суденышки — катту-марамы (в русский язык это слово вошло как катамараны) оказались весьма мореходны. Советские кораблестроители использовали идею катту-марама.

Представьте себе судно с краном, который поднимает стальные фермы весом 150—200 т, такой тяжелый груз может опрокинуть судно. Поэтому чем больше грузоподъемность крана, тем большей остойчивостью должно обладать судно. Выполняя это требование, кораблестроители создали специальное крановое судно «Кёр-Оглы» с двумя корпусами, объединенными платформой.

пассажирский морской теплоход на подводных крыльях 'комета'

«Кёр-Оглы» — самый крупный катамаран в мире. По своим размерам он намного превышает суда этого типа, имеющиеся во флотах других стран. Оба корпуса судна построены по единому теоретическому чертежу и имеют обычную полную форму. Они связаны между собой соединительными мостами. Над мостами и корпусами уложена сплошная грузовая палуба. Ее площадь — 5000 м2, этого вполне достаточно для размещения громоздких конструкций. Над левым корпусом катамарана установлен мощный кран грузоподъемностью в 250 т с длинной стрелой. Такой кран .способен взять из глубины площадки на берегу и перенести на свою палубу части нефтяных вышек высотой с шести — и даже восьмиэтажный дом.

Кран имеет еще одну примечательную особенность — он может кантовать грузы на весу. Дело в том, что большинство конструкций перевозится в горизонтальном положении. При монтаже вышек их надо ставить вертикально.

До создания «Кёр-Оглы» это приходилось делать, опуская груз на дно моря или подвешивая его к борту для перестройки. Кантовка была сложной и длительной операцией. На стреле крана «Кёр-Оглы», кроме основного гака на 250 т, подвешен вспомогательный гак на 140 т. Оперируя ими, можно сравнительно быстро и легко перекантовать груз. Наконец, рядом с крюком крана подвешивается специальная люлька, в которой монтажники поднимаются на монтируемую вышку.

Шесть дизель-генераторов по 1000 л. с. обеспечивают «Кёр-Оглы» необходимой электроэнергией. Водоизмещение судна в полном грузу превышает 11 000 т.

Если «Кёр-Оглы» — сегодняшний день, то другой катамаран, построенный совсем недавно, — прообраз ближайшего будущего. Он называется «Эксперимент» — и неслучайно. Возможно ли, например, создать рыболовное судно небольшого тоннажа, способное плавать в любой части Мирового океана в любую погоду? Для ответа на этот и многие другие вопросы и начат эксперимент с «Экспериментом».

Это небольшое судно водоизмещением около 1000 т, а длина промысловой палубы всего лишь 27 м. Зато два корпуса дают возможность разместить промысловое оборудование наиболее рационально.

Осенью 1968 г. «Эксперимент» вышел на экзамен, и инженеры получили возможность начать исследования. Ареной испытаний стало Северное море с его крутой, хлесткой волной и Северная Атлантика. Этот район отличается сомнительной репутацией. Холодные течения, туманы, айсберги и частые штормы, сумасшедшие ветры, властвующие над его просторами, были причиной многих аварий и катастроф.