Каждый из них вносил свою долю

этими выводами практически воспользовался лейтенант русского флота

Эри был против подобного объяснения. Он считал, чтс быстрой перемены в судовом магнетизме не может быть и разработанные им способы уничтожения четвертной и полукруговой девиации являются верными.

Кто же все-таки прав? Эри — выдающийся ученый-теоретик или Скорсби, не менее выдающийся ученый-практик?

Сегодня мы можем сказать, что и Эри, и Скорсби — оба были правы. Каждый из них вносил свою долю в развивающуюся науку о магнетизме и теорию девиации, открывая разные стороны одного и того же явления.

А пока отвечать на этот и многие другие спорные вопросы пришлось специальному Ливерпульскому комитету, который в течение ряда лет, с 1854 по 1861 г., производил различные исследования. Для разрешения всяких сомнений Скорсби пригласили отправиться в кругосветное плавание. Несмотря на свой солидный возраст — ему было 67 лет — Уильям Скорсби принял приглашение и в 1856 г. отправился в Австралию на английском корабле «Ройэл Чартер».. Это плавание и напряженная научная деятельность, которую в то время вел Скорсби, отняли все его силы. По возвращению в Англию в 1857 г. он умер, оставив около шестидесяти работ, так или иначе связанных с вопросами земного магнетизма.

На основании наблюдений Скорсби Ливерпульский комитет установил зависимость полукруговой девиации от постоянного и возбужденного магнетизма на кораблях, а также влияние направления расположения судна в период постройки на его постоянный магнетизм. Этими выводами практически воспользовался лейтенант русского флота Иван Петрович Белавенец.

Первый русский броненосец был заложен в Англии в 1862 г. Он так и назывался — «Первенец». За страховку корабля во время перехода в Россию страховая компания запросила 10 000 фунтов стерлингов. Не желая тратить такую огромную сумму, морское министерство для обеспечения первого плавания броненосца командировало в Англию лейтенанта Белавенца, который к тому времени уже зарекомендовал себя отличным моряком: ранее, в 1858— 1859 гг., Белавенец провел из Северной Америка фрегат «Генерал-адмирал». Он ежедневно определял девиацию, вел счисление и в тумане провел корабль в Ла-Манш и далее в Шербур, на что в то время отваживались немногие.