Когда одолевает океан

и сегодня борьба с океаном может закончиться

Опыт предыдущих поколений мореплавателей, наука и техника дали человеку возможность противостоять стихии, успешно бороться и со льдами, и со штормами. Но иногда все же побеждает океан. «Корабли все хороши, — говорил писатель-маринист Д. Конрад,— но они не совсем таковы, какими их хотят видеть люди. У них овой собственный характер; они поддерживают в нас чувство самоуважения благодаря тому, что их достоинства требуют от нас большого искусства, а их пороки— выносливости и отваги…» «Из всех живых существ на земле и на море одни лишь суда не обманешь пустыми претензиями на доблесть, не заставишь их примириться с бездарностью капитанов». Иначе говоря, только мастерство и опыт моряков позволяют выявить — все возможности судна. Суда и их экипажи должны соответствовать, если можно так сказать, друг другу. Если это соответствие достигнуто, судно будет жить долгую жизнь, прежде чем отправится — в свой последний рейс.

Мягкое ложе мелей охотно принимает в свои обманчивые объятия современные суда, как принимало когда-то пиратские бриги или почтовые пакетботы. Стальные гиганты вроде «Торри Каньона» разбиваются на рифах почти так же, как деревянные парусники ушедших столетий, ломаются на «волне и страдают от пожаров — морская стихия не изменилась. Но изменилось положение людей, борющихся со стихией.

Еще в прошлом веке суда в океане были предоставлены самим себе. Когда суда уходили за горизонт, они надолго — а порой и навсегда — пропадали в безвестности.

Современное же судно связано со своей родиной словно невидимыми нитями. Оно уходит все дальше и дальше в океан, эти нити становятся все тоньше и тоньше, но никогда не обрываются, потому что существует радио.

Радио изменило судьбу моряков. И сегодня борьба с океаном может закончиться трагически, но шансы на спасение всегда сохраняются.

Когда в эфире звучит четкий, ритмичный сигнал, всего лишь три латинские буквы SOS — три точки, три тире, три точки, —все радисты знают, что подавшее его судно попало в беду.

В наши дни даже небольшие суда имеют собственную радиостанцию и специалиста-оператора. Он может передать и принять любую радиопрахм.му, в том числе и сигнал бедствия. Но ведь радист другого судна может его и не услышать? Нередко случается, что рация аварийного судна работает в полсилы: сорвана антенна, не хватает электроэнергии. Ее слабый голос потонет в ворохе других переговоров и не достигнет слуха радиста. Нет, этот голос обязательно будет услышан.