Магнитные изыскания

железо обладает свойством воспринимать магнетизм и терять

Поначалу многие моряки не понимали, что может значить для них девиация: они не раз пересекали океан и всегда безошибочно находили нужное им направление. Но не в океане, а в узком проливе, где мгла искажает очертания берегов или скрывает их совсем, а ветер и течения сбивают все расчеты, показания компаса могут решить судьбу корабля.

В конце концов все стали понимать, как важно явление девиации. Но мнения о том, как с ней бороться, разделились: одни требовали полного уничтожения девиации, так, чтобы капитан мог вводить лишь поправки в показания компаса во время плавания, другие хотели бы сами овладеть каким-либо надежным способом уничтожения и точного определения ошибки компаса на каждом курсе.

Английский астроном Эри по заданию Адмиралтейства исследовал влияние земного магнетизма на судовое железо. Эти исследования были произведены на двух пароходах— «Рейнбау» и «Айронсайдс». Эри был категорическим противником пользования только одними таблицами. Подтвердив своими исследованиями существование полукруговой и четвертной девиации, он предложил сравнительно простые способы ее уничтожения: полукруговую — с помощью продольного и поперечного магнитов, располагаемых в непосредственной близости от компаса, а четвертную— размещением около компаса ящиков с мягким железом в виде корабельных цепей.

Однако в середине прошлого столетия произошла катастрофа. Совершенно новое стальное судно «Тэйлор» водоизмещением 2000 т вышло из Ливерпуля, имея на борту множество эмигрантов. Перед выходом в море была определена девиация и уничтожена по способу Эри (у главного компаса она достигала 60°). Выдержав в течение двух суток жестокий шторм в Английском канале, как любят называть Ла-Манш англичане, «Тэйлор» разбился на скалах ирландского берега. Расследование обнаружило большие ошибки в показаниях компасов.

Разбирая причины гибели судна, Скорсби справедливо заявил, что большая часть магнетизма судового железа изменилась от сотрясений и ударов волн. Из-за этого магниты — уничтожители девиации оказались по крайней мере в два раза сильнее, чем требовалось.

Это заявление Скорсби еще сильнее разожгло возникший ранее его спор с Эри. Выпустив свои «Магнитные изыскания», Скорсби утверждал, что судовое железо нельзя делить только на твердое и мягкое в магнитном отношении. Этого удобного для математического анализа деления на самом деле недостаточно. Железо обладает свойством воспринимать магнетизм и терять его с течением времени. Оно может потерять его в результате механического воздействия: от ударов молота во время строительства корабля, от сотрясений в момент орудийной стрельбы, от ударов волн, от сильного нагревания, во время грозы и т. д. Такой фактически переменный магнетизм должен играть важную роль в девиации компасов. Поэтому опасно раз и навсегда уничтожать (т. е. компенсировать) девиацию компаса магнитом, установленным в постоянном месте. Именно аналогичные обстоятельства, по мнению Скорсби, сыграли роковую роль в судьбе «Тэйлора».