Место судна было сомнительным

его открытие дало толчок к

Только раз на какое-то мгновение показалось солнце. Сомнер успел взять его высоту. Теперь, зная ее величину, можно было рассчитать долготу, что было особенно важно в условиях, в которых оказалось судно: ведь оно должно было войти в пролив Св. Георга, отделяющий Ирландию от Англии.

Рассчитав долготу, Сомнер получил на карте точку предполагаемого места судна. Но будучи неуверенным в широте (Сомнер долгое время не имел возможности ее определить), он изменил ее значение сначала на 10′, затем еще раз на 10′ к норду и рассчитал новые значения долготы (при той же самой высоте солнца). Нанеся все три точки на карту, Сомнер с удивлением увидел, что все они оказались на одной прямой, лежащей в направлении ост-норд-ост, т. е. в направлении курса судна. Может быть, все это осталось бы незамеченным, но Сомнер обратил внимание еще на одно обстоятельство: линия, если ее продолжить, проходила через м-аяк Смоллс на английском берегу. Место судна было сомнительным, но оно лежало на пеленге маяка Смоллс, если только хронометр исправен и его показания точны. В этом случае маяк должен был открыться прямо по курсу. И действительно, менее чем через час острые глаза Сомнера различили маленькую башенку маяка.

Случайность? Да, конечно, но счастливая. Случайность в том, что линия совпала с курсом судна, случайность в том, что она вела на маяк. Но то, что все три точки расположились на одной прямой, уже было закономерным: ведь они были рассчитаны при одной и той же высоте солнца. Капитан Сомнер справедливо заключил, что в трех точках: на карте, на самом судне и на маяке Смоллс, расположившихся на одной линии, — высота солнца в один и тот же момент была одна и та же. Он назвал эту линию параллелью равных высот. Впоследствии она получила название высотной линии положения, т. е. линии, на которой находится судно в момент измерения высоты светила.

Таким образом, Сомнер не только достаточно точно определил долготу и убедился в надежности хронометра, но и сделал открытие, оказавшее значительное влияние на развитие практической астрономии. Результаты этого открытия Сомнер опубликовал в 1843 г. в книге «Новый и точный способ определять место судна в море по проекциям на меркаторской карте». (В 1863 г. этот труд был переведен на русский язык и издан в России И. Белавен-цом.) В этой книге Сомнер разработал правила получения линии равных высот. Эти линии были названы Сомнеровыми в честь открывшего их капитана.

Его открытие дало толчок к дальнейшим исследованиям этого вопроса. По одной линии положения еще нельзя получить место корабля: оно лежит на пересечении двух или даже трех таких линий. Графический метод построения линий положения на карте, предложенный Сомнером, совершенствовался многими моряками. Среди предложенных ими способов наиболее широкое распространение получил метод французского моряка Сент-Илера. Благодаря трудам многих ученых и моряков сегодня широта и долгота судна может быть в любое время получена на карте.

Нужен ли хронометр сегодня?

Уже в XIX в. моряки не могли представить, как можно было обходиться без хронометра. Они тщательно берегли этот сложный и точный прибор. Там, где это было возможно, например, на больших военных кораблях, хронометру отводили отдельную каюту. В такой каюте, почти в тепличных условиях, жило это капризное дитя. Его оберегали от всего: от жары и мороза, от соленой морской влаги и чрезмерной сухости, от самых легких ударов и сотрясений.