Мысль об этой своеобразной ледовой чуме

в японии например в течение

Как же все-таки зарастает лед, с какой скоростью происходит этот процесс, как защищаться от этого врага? Приходится ставить оласные эксперименты. В Японии, например, в течение ряда лет с ноября по февраль производились натурные испытания для определения характера обледенения. В частности, в 1959 г. патрульный корабль «Дайто» водоизмещением 526 т крейсировал севернее Курильских островов. В течение суток на нем скопилось 62 т льда (причем скорость его образования достигала 2,5 т в час), что составило примерно 120 кг льда на одну тонну водоизмещения.

Сегодня еще нет надежного средства борьбы с обледенением. Мысль об этой своеобразной ледовой «чуме» по-прежнему тревожит моряков. Обледенение может начаться внезапно. И тут потребуются не только энергичные и решительные, но и умелые действия. В противном случае судно может оказаться в опасном положении: ведь лед нарастает быстро. Очень важно, чтобы вода беспрепятственно стекала с палубы.

Один из наших траулеров начал терять остойчивость из-за обледене-ния. Крен достиг опасной величины 30° и продолжал нарастать. К несчастью, штормовые порты, через которые вода уходит с палубы, оказались закрыты деревянными щитами, и слой льда увеличивался катастрофически быстро. Команда окалывала его, временами стоя по пояс в воде при температуре воздуха минус 25°. Когда матросам удалось сорвать эти щиты, вода схлынула за борт и крен выровнялся. Траулер изменил курс, и это значительно облегчило борьбу.

Если есть возможность, следует войти в ледяные поля. Студеным январским днем 1964 г. над Беринговым морем разразился шторм, «в который и попал рыболовный траулер «Норильск». Температура воздуха упала до минус 28°. Судно быстро покрывалось льдом. Его мачты и ванты превратились (В одну оплошную глыбу. Люди могли работать на верх-ней палубе без смены не более часу, многие обморозились. Матросы целые сутки бились с коростой, нараставшей на траулере. Но обледенение не прекращалось. «Норильск» кренился под тяжестью льда, крен достиг 40°. Неизвестно, чем бы кончилась эта борьба, но судно вошло в лед, где уже стояли другие суда, и ошвартовалось у борта рефрижератора «Невельской». За мачты траулера закрепили тали и выровняли крен. После этого экипаж «Норильска» и еще трех других судов в течение восьми часов очищали траулер ото льда.

Для борьбы с обледенением составляется специальное расписание. Каждый знает, где ему надлежит быть, что делать, и приобретает определенную сноровку. Накапливает опыт и капитан, вырабатывая своеобразную тактику борьбы. Если вода сильно заливает палубу, он меняет курс, чтобы судно принимало как можно меньше воды, старается не допускать несимхметричного обледенения.