На океанских просторах

зачем же понадобилась такая тройная

Чем сильнее ветры, тем дольше они мчатся над поверхностью океана, чем больше их разгон, тем выше и длиннее волны. И все же высота их редко достигает 18—20 м. Если ветер стихнет, то воздух начинает играть роль тормоза. Гребни волн уменьшаются, волны становятся более длинными и пологими. Моряки называют их зыбью. Зыбь затухает интенсивно только над мелководьем или при возникновении встречного ветра. На океанских просторах она сохраняется долго. Из-за этого над большими глубинами волнение имеет, как правило, смешанный характер: на зыбь накладываются ветровые волны.

Моряки оценивают силу ветра по 12-балльной шкале Бофорта, а силу волнения — по 9-балльной шкале (по высоте наиболее характерных волн). Кроме того, по 9-балльной же шкале оценивается общая картина состояния моря (по виду гребней, количеству пены и т. д.). Как правило, ветер на 1—3 балла выше, а волнение на 1—2 балла ниже, чем оценка состояния поверхности моря. Но могут быть и исключения. Например, при высоте характерной волны 1,5 м сила волнения оценивается в 4 балла, а состояние поверхности моря может быть 0 баллов. Это так называемая мертвая зыбь, т. е. волнение без ветра.

Зачем же понадобилась такая тройная оценка? Во время шторма корабли ведут себя по-разному: для одних может оказаться наиболее неприятным и даже опасным ветер, а для других лолнение. Все зависит от условий плавания, от особенностей моря или океана, характера погоды и в не меньшей степени — от самого корабля, его архитектуры.

Очень остро это почувствовали кораблестроители в связи с созданием крупных водохранилищ, так называемых искусственных морей. Волнение на этих морях, вызванное сильным ветром, из-за малого разгона и мелководья существенно отличается от океанского. Это обстоятельство приходится учитывать при создании судов смешанного озерноморского плавания. Приняв, груз где-нибудь на Волге, такие суда могут доставить его без перевалки в порты балтийских или средиземноморских стран.