На современных гоночных яхтах нередко верхнюю часть

вначале его делали шарообразной формы с вертикально

Правильно сшитый и наполненный ветром парус примет заданную форму. Если при этом он будет расположен под выгодным углом атаки к направлению ветра (это зависит от искусства моряка-парусника), то получит хорошее аэродинамическое качество, т. е. разовьет значительную тягу. Конечно, тонкая изогнутая пластина, какой является парус, менее совершенна, чем крыло самолета, которому можно придать любую форму. В частности, Н. Е. Жуковский в свое время доказал, что наилучшим качеством будет обладать длинное и узкое крыло, близкое к эллипсу. Длинный и узкий парус с дугообразной передней или задней кромкой, похожий на эллипс, обеспечивает большую силу тяги, чем короткий и широкий. На современных гоночных яхтах нередко верхнюю часть мачты изгибают так, чтобы еще больше приблизить очертания паруса к эллипсу.

Ученые сравнивали тягу крыла и паруса одинаковой площади. Крыло из фанеры устанавливали на буере вертикально, как парус, и вот каковы были результаты: с парусом буер развил скорость 100 км/час, а с крылом — 170 км/час. Казалось бы, вывод напрашивается сам собой— надо делать жесткие паруса. Действительно, были предложены различные варианты конструкций, но пока ни одна из них не получила распространения. Большинство их отличается сложностью управления, но, пожалуй, самый главный недостаток — неизменяемость формы профиля.

В зависимости от того, под каким углом к ветру идет судно, для получения. наибольшей тяги должен изменяться и профиль паруса. Практически на ходу его выпуклость изменяют с помощью особых снастей — шкотов, здесь нужны опыт и искусство моряка-парусника, умеющего определять правильность их натяжения. Излишняя выпуклость или вогнутость паруса вызывает потерю тяги при движении судна под острым углом к ветру, а во время лавирования снижает его маневренность.

Аналогию между работой паруса и крыла можно провести лишь в случае движения судна под косым углом к ветру. При этом даже при слабом ветре тяговая сила достигает десятков килограммов на. каждый квадратный метр. При попутном ветре сила тяги паруса зависит только от силы ветра. Поэтому на этих курсах выгоднее увеличивать площадь парусов, косые паруса располагают «бабочкой», так чтобы они не закрывали друг друга. На спортивных судах, плывущих длительное время с попутным ветром, ставят спинакеры. Спинакер — это парус попутных ветров, законное дитя современной аэродинамики и яхтсмена, страстно желающего выиграть гонку. Вначале его делали шарообразной формы с вертикально расположенными полотнищами, похожими на дольки апельсина. Два-три отверстия в средней части уменьшали напор воздуха на парус, и он устойчиво работал при ветре прямо в корму. Затем парус стали несколько изменять, он остался достаточно полным, но приобрел скорее треугольную форму с изогнутыми краями. Это усовершенствование дало возможность использовать его при ветре, дующем под некоторым углом к корме.

Для размещения паруса в потоке воздуха его приходится поднимать на мачту. На ней, казалось бы, бесформенная груда ткани разворачивается на ветру, превращаясь в то изделие рук человеческих, которое мы привыкли называть парусом. Человек быстро понял, что гораздо выгоднее иметь не один большой парус, а несколько, меньшего размера. Первыми чисто парусными кораблями были большие двухмачтовые мореходные суда — нефы. Они несли треугольные латинские паруса. Позднее, в XVI в., на них появляются три и даже четыре мачты, причем на первых двух ставятся прямые нижние паруса.