На стоянке бортом

регулярное волнение в море бывает

Хотя характер качки вновь создаваемых судов и кораблей зависит от инженеров-кораблестроителей, но в своем выборе тех или иных размеров судна и его конструкции они не могут руководствоваться целесообразностью их только с точки зрения качки. Нельзя забывать и о других мореходных качествах судна, его прочности, ходкости, поворотливости и т. д., а также о его соответствии своему назначению.

С точки зрения качки чрезвычайно интересны катамараны. «Кёр-Оглы» не только высокоостойчивое судно, оно хорошо ведет себя на взволнованном море, и его качка отличается от качки обычного однокорпусного судна. Катамаран испытывали на Каспийском море во время перехода из Красноводска в Баку. При 7-балльном ветре и 5-балльной волне корабль держался устойчиво па различных курсах по отношению к волне и раскачивался слабо. Его качка не носила характера постоянных размахов, а скорей напоминала самолетную, с нерегулярными разнообразными покачиваниями. На стоянке бортом к волне в 2—3 балла она была почти незаметна, так как крен достигал всего 2—3°.

Значительно более жесткие испытания в Северной Атлантике прошел «Эксперимент». Атлантика осталась верной себе. Из двух месяцев, проведенных в море, около половины пришлось на штормовую погоду. В отдельные дни сила ветра превышала 10 баллов.

Но результаты опытов оказались обнадеживающими и в этом случае. При состоянии моря в 7 баллов амплитуда бортовой качки едва доходила до 4°. Даже в самых неблагоприятных условиях, когда катамаран шел лагом к волне и период его собственных колебаний мог оказаться близким к периоду колебаний волн, только 5—6 раз в течение часа крен достигал 12°.

Эксперименты доказали, что амплитуда бортовой качки двухкорпусных судов меньше, чем у однокорпусных, в 2,5 и более раз. Наветренный корпус сглаживает волну, и она меньше влияет на подветренный. Верхняя палуба и полубак судна практически не заливаются при любом курсе относительно волны в любом состоянии моря.

В тоннеле (пространстве между корпусами) перемешиваются потоки воды, отходящей от форштевня, и образуется тонкая воздушно-водяная смесь, которая ослабляет удары волн в соединительный мост. Дальнейшее изучение этого явления поможет проектировщикам выбрать наиболее выгодные высоту соединительного моста и расстояние между корпусами.

Двухкорпусный траулер-сейнер «Эксперимент» блестяще выдержал экзамены и сгал той базой, на которой будут произведены длительные и скрупулезные исследования, необходимые для создания совершенного рыболовного судна океанского типа.

Как же будет качаться новый корабль — стремительно и резко или плавно переваливаться с борта на борт, словно утка? Ответ на этот вопрос можно получить с помощью расчетов, но, к сожалению, точность их не всегда высока.

Регулярное волнение в море бывает редко. Оно возникает там, где над обширными пространствами океана мчатся устойчивые ветры, долго не меняющие ни силу, ни направление. Гораздо чаще волнение носит нерегулярный характер. Ветер переменчив, в океане постоянно сталкиваются волны различных направлений, происходит наложение волновых систем и часто трудно различить основное направление бега волн. Словом, условия волнения чрезвычайно разнообразны и переменчивы. Из-за этого в течение долгого времени волны рассматривались как явление, не подчиняющееся определенному .закону. Классическая теория общей качки корабля не учитывала нерегулярность волнения, а следовательно, и существенную разницу в поведении корабля на правильном и неправильном волнении. Длительное время не было удобного математического аппарата, с помощью которого можно было бы описать нерегулярное морское волнение и качку корабля. Только в середине XX в. теория обогатилась новым разделом — качка корабля на нерегулярном волнении.