«Обь» широко известна

в результате появились ледокольнотранспортные суда

Инженеры-кораблестроители продолжали разрабатывать новые проекты. В результате появились ледокольнотранспортные суда — дизель-электроходы «Ангара», «Лена», «Обь» и другие. По своим возможностям и способности плавать во льдах они выгодно отличались от всех судов, построенных ранее. «Лена» в один из своих первых рейсов прошла из Белого моря в Охотское (порт Нагаево) за 27 суток, дизель-электроход «Енисей» из Мурманска в бухту Провидения — за 16 суток. «Обь» широко известна своими плаваниями не только в Арктике, но и в Антарктике. Пожалуй, наиболее совершенное на сегодняшний день грузовое судно для плавания в Арктике — «Амгуема». Форма ее корпуса, как и у всех однотипных с ней судов, только приближается к ледокольной. И это вполне закономерно: ведь эти суда должны плавать не только во льдах, но и на чистой воде и, следовательно, обладать хорошими мореходными качествами. Кроме того, они должны иметь достаточно места для размещения грузов. Обводы корпуса дизель-электрохода «Амгуема» улучшены по сравнению с обводами ее предшественников, у нее прочный ледокольный форштевень, массивный ледовый пояс, крейсерская корма и широкая осанистая труба. «Амгуема» хорошо движется и в ровном сплоченном льду, и в торосистом. При известных условиях дизель-электроход может проводить сквозь льды другие суда, не прибегая к постоянной помощи ледоколов. Район плавания практически неограничен, и суда этого типа могут плавать не только в северных широтах, ло и в тропиках, доставляя в своих трюмах лес, уголь, зерно и другие грузы.

В XX в. человек создал корабли, способные действовать во льдах. Лет тридцать — сорок тому назад каждое плавание Северным морским путем было подвигом. Теперь это трудная, но вполне доступная транспортная магистраль, по которой ходят в обоих направлениях караваны судов ледового плавалия, поддерживаемые ледоколами на наиболее трудных участках пути. Означает ли это победу над льдами? Нет! Зимой Арктика не пускает к себе корабли. Суда, не успевшие добраться до порта, вмерзают в лед и остаются в нем до весны.

После одной-двух кампаний в Арктике суда ледового плавания приходится ставить на ремонт. Достается и ледоколам, которые зачастую лишь с большим трудом пробираются через ледяные поля.

Пройдет еще немало времени, прежде чем кораблестроители осуществят свою мечту и создадут ледокол, способный передвигаться в мощном льду в любое время года.