Общая длина подводного корабля

де колонга компасное дело в русском флоте было

…В середине прошлого столетия морские министерства многих держав втайне разрабатывали планы создания подводных лодок. При этом никто не знал, как будет работать компас на этих необычных для того времени судах. К этому времени было достаточно хорошо изучено влияние судового железа на компас, установленный на верхней палубе судов, но ничего не было известно о характере этого влияния внутри корпуса судна, ибо на надводных кораблях компасы устанавливались над огромным магнитом — стальным корпусом судна, — а не внутри его.

Для выяснения характера распределения магнетизма внутри корпуса подводной лодки, определения наиболее выгодного места установки компаса И. П. Белавенец организует эксперимент. Подводная лодка была доставлена в Новое адмиралтейство и укрыта в обделочном сарае. Ее стальной корпус имел плоское дно и покатый верх, нос и корма были одинаковой формы. По бортам и сверху корпуса находились иллюминаторы. В середине корпуса был устроен люк. Общая длина подводного корабля не достигала и 10 м, высота — полутора метров, а ширина составляла немногим более метра. Внутри лодка была разделена на три отсека. В носовой части, где размещались различные механизмы, надлежало найти место для компаса.

И. П. Белавенец произвел многочисленные магнитные измерения внутри корпуса подводной лодки. Его опыты опровергли распространенное в то время мнение, что установка магнитного компаса внутри стального корпуса невозможна.

Исследуя работу магнитного компаса внутри корпуса подводной лодки, И. П. Белавенец сконструировал прибор для уничтожения полукруговой девиации, который впоследствии был принят на вооружение кораблями русского военного флота.

Короткая, но блестящая жизнь И. П. Белавенца оборвалась в 1878 г.

Деятельность Белавенца в области компасного дела продолжил его помощник по компасной обсерватории Иван Петрович де Колонг. Вместе с механиком Бауэром он усовершенствовал прибор для уничтожения полукруговой девиации: теперь им можно было пользоваться и для уничтожения креновой девиации. И.П. де Колонг создал великолепный прибор для измерения магнитных сил, действующих на компасную стрелку, известный с тех пор как дефлектор де Колонга. С помощью этого дефлектора, пользуясь способами, предложенными де Колонгом, полукруговую девиацию стали уничтожать на ходу корабля, не зная ее первоначальной величины.

Труды де Колонга по теории девиации произвели переворот в компасном деле.

Благодаря трудам И. П. Белавенца и И. П. де Колонга компасное дело в русском флоте было поставлено выше, чем в каком-либо другом государстве. Оба офицера были удостоены редкой награды: каждый из них получил золотой компас с тридцатью двумя бриллиантами — по числу румбов.

Не только теория и практика девиации, но и сами компасы непрерывно совершенствовались.

Но когда же был изобретен этот прибор? Об этом молчат кладовые всевозможных тайн истории. Выцветшие строчки древних манускриптов, быть может, и могли бы кое-что поведать, но пока таких манускриптов не найдено. Зато известно много легенд. Одна из них, например, утверждает, что компас создала китайская богиня ветра Фын-Хоу, стремясь навести порядок в своем буйном хозяйстве.