Он играет для корабля

инженеры кораблестроители стремятся к тому чтобы

Если центр тяжести переместить выше центра полушария, то силы тяжести и поддержания при любом отклонении игрушки от вертикали будут создавать кренящий момент, который опрокинет игрушку.

Вода удерживает корабль на плаву за счет гидростатического давления, действующего на погруженную в воду поверхность корпуса. Равнодействующую давлений — силу поддержания кораблестроители называют силой плавучести. Она направлена вертикально вверх и приложена в точке,, называемой центром величины. Он играет для корабля ту же роль, что и точка опоры для игрушки.

Сила тяжести топит судно, а сила плавучести заставляет его всплывать. Так они и уравновешивают друг друга. В состоянии равновесия этих сил правильно построенный и нормально загруженный корабль держится вертикально.

пример, иллюстрирующий остойчивое положение судна

Когда корабль кренится, в воду со стороны наклоненного борта входит дополнительный объем, а с противоположного борта такой же объем выходит из воды. Центр величины перемещается в сторону накрененного борта по дуге окружности, так же как точка опоры игрушки, а центр тяжести корабля сохраняет свое положение. Поэтому, если центр окружности, или, как его называют кораблестроители, метацентр, по которому катится центр величины, находится выше центра тяжести, силы тяжести и плавучести создают восстанавливающий момент и корабль будет остойчив. Мерой начальной остойчивости является величина превышения метацентра над центром тяжести, или метацент-рическая высота. Чем она больше, тем быстрее и легче судно возвращается в нормальное положение, но при этом качка на волнении становится более резкой и труднопереносимой. Инженеры-кораблестроители стремятся к тому, чтобы значения метацентрической высоты находились в оптимальных пределах для каждого типа корабля. На большом траулере это обычно 0,6—0,8 м, на крейсере— 1,2—1,5, на океанском лайнере — 0,5—0,7, на речных пассажирских судах—3 м и более.

Итак, остойчивость любого судна заложена уже в самой его конструкции, и мореплавателю, казалось бы, нет особой необходимости о ней заботиться. Но думать так — значит опасно заблуждаться. В море происходило и происходит немало трагедий из-за пренебрежения контролем за состоянием остойчивости судов, ибо при определенных обстоятельствах она может быть потеряна. Эта потеря влечет за собой самую страшную аварию — опрокидывание судна.