Они были предвестниками ветра

когда сейнер повернул и направление

В конце прошлого столетия в море погиб английский броненосец «Виктория». Разбирая причины его гибели, академик А. Н. Крылов указал на опасность потери остойчивости в том случае, когда на корабле возникает большой дифферент и в воду входит открытая палуба кормы или носа. При этом корабль может неожиданно перевернуться через борт.

Приняв в свои трюмы более 2000 т угля, ранним погожим утром 30 октября 1956 г. пароход «Уимблдон» вышел в море. Светало, небо было почти безоблачным, и только на горизонте клубились какие-то подозрительные облака. Наверное, они были предвестниками ветра, который начался с рассветом и, крепчая с каждым часом, после полудня обернулся штормом. «Уимблдон» раскачивался с борта на борт, принимая на палубу много воды. На другой день стал заметен постоянный крен на правый борт. В первом трюме поверх угля плескалась вода, уровень ее достигал 1 м. Волны сорвали чехол и деревянную пробку, которой был заглушен вентилятор этого трюма, и теперь, когда волна попадала на палубу, в него лилась вода. Капитан и вахтенный офицер спустились с мостика и пытались закрыть отверстие. Набежавшая волна смыла капитана за борт.

Вскоре к бедствующему судну подошел пароход. Но из-за сильного волнения суда не могли сблизиться. Между тем «Уимблдон», накреняясь, оседал носом в воду. Когда носовая часть палубы скрылась под водой, старший офицер приказал оставить судно. Вскоре оно резко повалилось на правый борт и пошло ко дну.

Рыболовный сейнер РС-708 был небольшим суденышком, типичным представителем огромной флотилии тружеников, которые день и ночь в любую погоду борбздят море, пока не набьют свои трюмы рыбой. Он закончил свои дела в Баренцевом море и спешил в ближайший порт — Териберку. Несмотря на значительное волнение, это маленькое суденышко, длиной всего лишь 25 м, бойко шло, пробиваясь среди волн. Когда сейнер повернул и направление его движения совпало с направлением бега волн, качка стала мягкой и плавной, а сейнер с каждым ее размахом начал заметной быстро крениться все больше и больше. РС-708 изменил курс и выпрямился. Но до Териберки оставались считанные мили, и судно опять повернуло на Териберку. Снова попутная волна приподняла его корму, снова он начал крениться и внезапно опрокинулся.