Они оказались простыми и надежными для эксплуатации

теперь снова машины работают назад

Если ледяной «капкан» держит по-прежнему крепко, с кормы на лед подают так называемый ледовый якорь, пробивают лунку, вставляют в нее лапу якоря. Теперь снова машины работают назад, лебедка выбирает трос, и корабль сам себя стаскивает с льдины. В крайних случаях прибегают к последнему средству: взрыву льда аммоналом.

Машины ледоколов работают в более жестких режимах, чем на других кораблях. Ледокол с разгону на полном ходу входит в лед — и теряет скорость. Машины все время дают то передний ход, то задний, количество реверсов нередко достигает 15—20 в минуту. Паровые поршневые машины ставили на ледоколы почти шестьдесят лет тому назад. Они оказались простыми и надежными для эксплуатации во льдах: быстро меняют режим работы, долго и безаварийно действуют на переменных ходах, легко изменяют направление вращения и т. д. Однако при движении ледокола во льду из-за возрастающего сопротивления скорость хода значительно уменьшается, при этом паровая поршневая машина снижает число оборотов, мощность ее падает именно в то время, когда кораблю она особенно нужна.

На современных ледоколах в качестве главных двигателей ставят дизели. Они неустойчиво работают при малых нагрузках и не выносят длительных перегрузок, которые как раз и возникают при движении ледокола во льда^. Это противоречие между несовершенством конструкции дизеля и практической необходимостью удалось преодолеть с помощью электрической передачи. Дизель равномерно вращает электрогенератор, подающий энергию на электромоторы, вращающие гребные винты. Сейчас ставят до 6-8 дизелей-генераторов, которые подают энергию в общую цепь. Гребные двигатели работают на переменном режиме, потребляя нужное количество электроэнергии — то больше, то меньше. Число их оборотов легко регулируется, что позволяет подобрать наиболее выгодный режим для работы винта и использовать полную мощность для работы на заднем ходу. Каждый гребной двигатель обслуживается двумя или даже тремя генераторами.

Как и все современные корабли, ледоколы движутся благодаря упорной силе винтов. Гребные винты — ахиллесова пята всех ледоколов: льдины часто гнут и ломают лопасти.

Современные советские ледоколы, предназначенные для работы в Арктике, обычно имеют два или три винта в корме. Чтобы защитить их и руль от ударов льдин, корабли имеют возможно большую осадку. Но и этого мало: кормовым винтам угрожают льдины, скользящие по корпусу судна.

В 1959 г. в США прикрыли винты одного ледокола кольцеобразной насадкой, жестко связанной с корпусом. Испытания показали, что внутри такого защитного кольца винт работает почти так же, как и без него. Судно лишь незначительно теряет в скорости. Конструкторы предложили и другой способ защиты: сделать своеобразные «ножи» — выступы на корпусе судна, которые будут отводить или отбрасывать льдины от винтов. Гребные винты для ледоколов не отливаются целиком, как обычно, а имеют съемные лопасти, которые в случае повреждения легко заменить запасными. Ванадиево-никелевые и другие специальные сплавы служат материалом для создания надежных и прочных винтов. Количество лопастей обычно четыре: при меньшем числе их куски льда, застревающие между ними, ломают винт.