Опыты были успешными

самым удивительным в этих

В последних числах июня 1923 г. Флеттнер производил на озере Ванзее, вблизи Берлина, первые опыты с моделью. Это была шлюпка длиною менее метра с бумажным цилиндром диаметром около 15 см и высотой около 1 м. Для вращения этого бумажного ротора использовался часовой механизм. Опыты были успешными, но и после их завершения осталось много вопросов, и в том числе вопрос о силах, возникающих на роторе во время вращения.

Все дальнейшие исследования и связанные с ними измерения производились в лаборатории. Их результаты в общих чертах сводятся к следующему. При соприкосновении с поверхностью вращающегося ротора скорость ветра изменяется. Там, где эта поверхность движется навстречу воздушному потоку, скорость его уменьшается, а давление увеличивается. С противоположной стороны ротора, наоборот, скорость воздушного потока увеличивается, а давление снижается. Эта разность давлений по обеим сторонам ротора и создает движущую силу, которую можно использовать для движения судна. Самым удивительным в этих исследованиях было открытие, что сила, вызываемая вращением, во много раз больше, чем давление ветра на неподвижный ротор. Естественно, что часть усилий, полученных за счет вращения цилиндра, затрачивается на создание дрейфа, а другая — на движение судна вперед. Исследования показали, что эту движущую силу можно увеличить почти в два раза, если накрыть цилиндр диском.

Выяснилось, что важно найти нужные соотношения между скоростью ветра и угловой скоростью вращения точек на поверхности ротора. От этого соотношения зависит величина силы, вызываемой вращением, поэтому роторы сначала испытывались в аэродинамической трубе, а потом и на модели судна. Эксперимент позволил установить их оптимальные размеры для опытного судна.