Ошибки людей или недостатки судов

человек подобрал ключи к нефтяным кладовым каспия

После гибели «Памира» некоторые зарубежные газеты писали: «Время морских лебедей прошло!» — словно красавец-барк был виноват в том, что ячмень мог свободно пересыпаться в его трюмах, а капитан Дибич вовремя не убавил парусов. «Памир» был построен в 1905 г. и проплавал более полувека. Миогие поколения моряков приобщились на нем к морскому искусству и научились по-настоящему любить море. Барк выдержал бы еще десятки ураганов, если бы не ошибки тех, кто им командовал, ошибки, которых можно было избежать.

Пароход «Уимблдон» перед выходом из порта был в отличном состоянии. Его метацентрическая высота едва не достигала полутора метров. Вентилятор носового трюма мог быть надежно отремонтирован в любом порту. Об этом должен был позаботиться капитан, но он этого не сделал. В трудную минуту он оставил мостик, чтобы попытаться лично спасти положение, и за это поплатился жизнью.

«Лафайет» не покидал гавани Нью-Йорка, и вода, затопившая его палубы, не была океанской волной — она лилась из шлангов пожарных машин. Разве был виноват гигантский лайнер в невежестве своих спасателей?

Рядом с «Лафайетом» рыболовный сейнер РС-708 выглядел бы как большая шлюпка. Тем не менее это не мешало ему ловить рыбу в открытом море. Занимаясь своим делом, он как ни в чем не бывало стряхивал с себя волну, когда она пыталась хозяйничать на его палубе. И в тот злополучный день судно было нормально загружено, вполне исправно и его капитан, на первый взгляд, не делал никаких ошибок. Но отчего же тогда сейнер перевернулся? Оказывается, и у кораблей бывают моменты, когда им становится тяжко. Капитаны просто обязаны чувствовать это и вовремя прийти им на помощь.

Такие трудные минуты наступают, например, когда длина волны и скорость ее распространения совпадают с длиной и скоростью движения судна. Если при этом оно оказывается на гребне волны, тут-то и может случиться беда. Находящееся на вершине волны судно частично лишается поддержки воды, от этого уменьшается метанентри-ческая высота и ухудшается остойчивость при больших углах крена. Вот в такие минуты и требуется решительное вмешательство капитана. Ему нужно изменить курс, или скорость, или то и другое одновременно. Капитан рыболовного сейнера РС-708 ничего этого не сделал, он просто не почувствовал, в чем дело. И судно, потеряв остойчивость, погибло.

Конструкторские бюро, в которых создаются проекты судов, стараются облегчить морякам задачу контроля и поддержания остойчивости судов в процессе эксплуатации. Они подсказывают им как лучше разместить груз на судне данного типа, сколько можно принять его на палубу в различных условиях. Словом, они дают множество советов и рекомендаций, снабжают информацией об остойчивости.

В научно-исследовательских институтах создаются специальные счетно-решающие устройства, которые по заданной нагрузке — количеству грузов и расположению их центров тяжести — могут вычислить изменение остойчивости и других характеристик судна.

В тех случаях, когда необходимы особые меры по увеличению остойчивости судов, кораблестроители прибегают к специальным конструкциям.