Остойчивость

упрощенную модель иллюстрирующую понятие об остойчивости

Как правило, чем меньше судно, тем сильнее страдает оно от шторма, но и гигантам достается немало. В 1966 г. волна залила носовую часть одного из крупнейших океанских лайнеров «Микеланджело», сорвала с фундаментов палубные механизмы, выбила на мостике иллюминаторы (они находились на высоте более 20 м от ватерлинии); при этом погибли три человека. Шторм не раз заставлял изменять курс даже такие гигантские суда, как «Куин Мэри» и «Куин Элизабет».

Сегодня мы твердо знаем, что каждое судно, сходящее со стапелей на воду, уже обладает некой суммой определенных свойств, которые роднят его с морской стихией. Кораблестроители называют эти свойства мореходными качествами. Они скрыты в самом корабле, в безупречных линиях его архитектуры. Именно из-за этих Свойств она законченна, строга и лаконична.

В архитектуре корабля заложена его приспособленность к плаванию в тех или иных условиях. Архитектура корабля должна соответствовать строго определенному его назначению: она не может не зависеть от того, боевой ли это корабль, рыболовецкий ли сейнер, или же небольшое каботажное суденышко.

Среди многих мореходных качеств корабля остойчивость и его способность раскачиваться являются едва ли не самыми важными.

Остойчивость — это способность плавающего корабля сопротивляться внешним силам, которые отклоняют его от вертикального положения, способность возвращаться в вертикальное положение после прекращения действия этих сил. Корабля еще нет, а инженеры-кораблестроители обдумали и решили все, что связано с его остойчивостью. И все же совершенно готовое, стоящее на стапеле судно ею еще че обладает. Зато стоит кораблю оказаться па воде, все чудесным образом изменяется. Он держится совершенно вертикально, и, если набежавшая волна заставит его накрениться, он тотчас же выпрямится и вообще будет стремиться занять нормальное вертикальное положение.

Упрощенную модель, иллюстрирующую понятие об остойчивости, представляет собой известная детская игрушка «ванька-встанька». На ее примере легко проследить, как форма опорной части и положение центра тяжести обеспечивают устойчивое равновесие. Общеизвестно, что оно возникает в том случае, если при отклонении предмета от нормального положения образуется восстанавливающий момент сил, который стремится вернуть предмет в исходное положение. С этой целью нижняя часть игрушки делается в виде полушария, а ее центр тяжести смещен вниз с помощью дополнительного груза. При наклонах игрушки центр тяжести сохраняет свое положение, а точка опоры, в которой приложена сила поддержания, перемещается по поверхности полушария в сторону наклона. Сила тяжести, направленная вертикально вниз, и сила поддержания, направленная вертикально вверх, создают восстанавливающий момент, который возвращает игрушку в нормальное положение. Восстанавливающий момент будет тем больше, чем выше расположен центр полушария игрушки. Если центр тяжести совместить с центром полушария, то момент сил будет равен нулю и игрушка будет оставаться в том положении, в какое ее приведут.