Почему крыло поднимает судно?

суденышко немецкого конструктора титьенса показало

Сами того не зная, мы встречаемся с крыльями еще в детстве. Кто не помнит захватывающую радость первого удачного полета змея? А ведь змей, какой бы он ни был формы — коробчатой или ромбовидной, — крыло. Он устроен так, что его поверхность располагается к потоку.воздуха под некоторым углом — углом атаки. На этой поверхности возникает подъемная сила, которая и заставляет игрушку стремиться вверх.

Вот катер буксирует спортсмена, твердо стоящего на водных лыжах, которые быстро скользят во поверхности воды. Но стоит катеру остановиться, и лыжник просто проваливается в воду, потому что водная лыжа — это крыло, которое при остановке катера теряет подъемную силу.

Другой катер буксирует доску—акваплан, на котором спортсмен ловко удерживает равновесие. Подводная лодка, перекладывая горизонтальные рули, меняет глубину погружения. И акваплан, и рули располагаются под некоторым углом атаки к встречному потоку воды. На них, как на крыльях, возникает подъемная сила, которая заставляет акваплан держаться на поверхности, а. лодку всплывать или погружаться. Какова же конструкция крыльев?

Картотеки патентных библиотек хранйт описания множества систем подводных крыльев, отличающихся друг от друга самыми разнообразными формами, устройством и способами управления. Это и неудивительно. Ведь еще в 1891 г. русский подданный и француз по происхождению граф де Ламбер продемонстрировал на реке Сене паровой катер с четырьмя парами плоскостей, закрепленных на раме, опоясывающей корпус. Через несколько лет американец Ричардсон сконструировал байдарку на крыльях. Затем он и некто Уайт поставили на крылья тузик — маленькую шлюпку с одной парой весел. При буксировке со скоростью 6 узлов он выходил из воды. Этими робкими опытами они положили начало новой интереснейшей отрасли современного кораблестроения — судов на подводных крыльях.

Первые эксперименты с подводными крыльями обрадовали и озадачили конструкторов. Сначала им удалось быстро добиться значительных успехов. Например, катер Энрико Форланини еще в 1906 г. развил скорость 38 узлов, имея двигатель мощностью только 75 л. с. Суденышко немецкого конструктора Титьенса показало скорость около 25 узлов, обладая мотором мощностью только 10 л. с. Следует заметить, что катер Форланини весил немногим более полутора тонн, а Титьенса — всего лишь 370 кг. В виде опыта Титьенс оставил на борту судна лишь одного человека — рулевого, скорость движения увеличилась на 3 узла. Зато на своем следующем, двухтонном катере Тить-енсу пришлось увеличить мощность двигателя в 7,5 раза, чтобы достигнуть скорости в 32 узла: вес судна на подводных крыльях оказывал огромное влияние на его скорость. Должно было пройти немало времени, прежде чем технический прогресс дал людям новые легкие и прочные материалы и мощные двигатели.

Современные конструкторы хотят создать красавец-корабль, который летит над водой и самые высокие волны не тревожат его пассажиров, пенистые гребни только брызгами обдают его днище. А крылья скользят в глубине ниже впадин любых волн, позволяя судну, не раскачиваясь, нестись по океанским просторам. Пока это фантазия, без которой невозможен ни один творческий труд. Но посмотрим, что же предлагают инженеры.