Последние годы получили распространение суда

большое значение имеют характер надстроек

Скорость и характер обледенения зависят от многих причин: и от высоты волны, и от курса корабля относительно волны, и от конструкции его корпуса. Большое значение имеют характер надстроек и величина судна. Наибольшее количество льда образуется в носовой части, которая во время качки часто погружается в воду. Особенно опасно обледенение для малотоннажных судов — рыболовных траулеров, буксиров, сторожевых кораблей — охотников за подводными лодками и т. д. Последние годы получили распространение суда на подводных крыльях и воздушной подушке. Они идут в потоках воды, поднимая тучи брызг. Их защита от обледенения — это целая проблема.

Оказалось, что лед практически не намерзает на стеклопластиках. Пять радиомачт легкого американского авианосца «Райт», сделанные из этого материала, не покрывались льдом, хотя все время забрызгивались водой. Такие пластмассы могут быть использованы и для других конструкций, в частности могут служить антиобледенитель-ным1и покрытиями для различных частей корпуса, омываемых волной. Химики исследуют различные краски, стремясь создать составы, препятствующие обледенению.

Борьбу со льдом ведут и обыкновенными техническими средствами: устраивают стационарные воздухоподогреватели, используют выхлопные газы. На некоторых судах на палубу, например, подается подогретая забортная вода.

Интересное пневматическое антиобледенительное устройство предложила одна из английских фирм. На мачту рыболовного траулера «Бостон Фантом» надели резиновый чехол, который можно было быстро надувать воздухом и выпускать его. Испытания производились во время лова у западного побережья Исландии в марте 1968 г. приблизительно в том злополучном месте, где погибли «Лорелла» и «Родриго». Резкое увеличение объема антиобледенительного чехла заставляло растрескиваться и отваливаться быстро нараставшую ледяную коросту. Испытания проходили успешно в течение всех девятнадцати дней плавания.