При больших углах крена

тогда капитан изменил курс и пошел в

Остойчивость судна непостоянна в период его эксплуатации. Перемещение грузов, расход топлива, провизии, материалов и т. п. изменяют положение центра тяжести и осадку корабля, от которой зависит и положение центра величины. Это особенно заметно при смещении груза на качке, попадании больших масс воды внутрь корпуса, неправильном расходе топлива в продолжительных рейсах, во время обледенения и т. д.

Центр тяжести может сместиться к борту или подняться выше метацентра. В таком случае корабль приобретает так называемую отрицательную остойчивость и валится на борт. Перевернется ли он? Сразу нет. При больших углах крена центр величины быстро перемещается в сторону погруженного в воду борта уже не по дуге окружности, а по другой кривой, так как корпус имеет сложную форму. Каждому уг,ру крена соответствует новое положение метацентра. Если метацентр окажется выше центра тяжести до того, как кромка палубы войдет в воду, остойчивость восстановится, в противном случае кораблю грозит гибель. Поэтому для обеспечения остойчивости важна не только метацентри-ческая высота, но и высота надводного борта. Много низкобортных парусников погибло во время шквалов, когда при крене кромка их палубы уходила в воду. В то же время суда с высоким бортом выдерживали этот натиск.

Вот какой случай произошел с теплоходом «Анта». В феврале 1931 г. льды и неистовый ветер заставили его отстаиваться в порту Брунсбюттель. Моряки с нетерпением ждали возможности выйти в море. Только в начале марта «Анта» смогла продолжать рейс. За плавучим маяком «Эльба-1» ее встретил резкий холодный норд. Он гнал крутую волну, которая окатывала палубу и уложенный на ней лес. Вскоре пароход накренился на правой борт, причем крен медленно продолжал нарастать. Кроме того, в трюме обнаружили воду, пришлось пустить насосы, но вскоре они отказали. Когда крен достиг 15°, капитан решил его выровнять, заполнив цистерну на противоположном борту. Корабль вел себя необычно валко, и, что бы ни предпринимали моряки, ничего не помогало. Тогда капитан изменил курс и пошел в ближайший порт Эмден. «Анта» входила в порт с креном в 25°, по палубе уже трудно было gередвигаться. Груз, покрытый льдом, был похож на обломок айсберга.

Капитан «Анты» спас свое судно от неминуемой, казалось бы, гибели. Главной причиной потери остойчивости было неправильное размещение груза. Около 40% его находилось на верхней палубе в штабелях («караване») высотой более 2 м. К тому же он обледенел, причем со стороны наветренного правого борта лед нарастал интенсивнее и центр тяжести сместился вверх и на правый борт. Создалось сложное положение, при котором крен все усиливался как из-за отрицательной начальной остойчивости, так и из-за несимметричности загрузки теплохода. Кроме того, брезент, закрывавший люки, был порван и внутрь судна поступала вода. А свободно переливающаяся вода, так же как и сыпучие и перекатывающиеся грузы, в значительной степени снижает остойчивость: перемещаясь, она создает креняшдй момент. К счастью, «Анта» вошла в порт, когда воды было еще немного.