Путевка в океан

для того чтобы свести к минимуму возможность аварий

Попавший во власть штиля океан тих, как лесное озеро. В это время по нему можно плавать даже на байдарке. Но не следует слишком доверяться штилю, даже небольшой шквал может сморщить поверхность моря. И вот уже сильный ветер зловеще раскачивает черные фигуры штормовых сигналов на вышках сигнальных постов. И откуда-то издалека, из районов Карибского моря или центральной части океана, по недоразумению названного Тихим, приходит ураган. Ветер вдруг перестает быть просто «движением воздуха», он превращается в невидимого, но реального и яростного противника, и вы словно ощущаете его упругое тело. Он не дает открыть дверь на верхнюю палубу или вдруг навалится всей грудью, прижмет к переборке и — отнимет у вас дыхание. Он вырывает из рук парус, больно хлещет по лицу мокрым шкотом, норовит сбить с ног тяжелым блоком. Словом, он делает все, чтобы заставить человека понять, кто истинный хозяин положения.

Океан тоже встал на дыбы в бешеной схватке с ветром. Водяные горы чередуются с огромными впадинами, кажется, вот-вот разверзнутся океанские глубины и поглотят все, что находится на поверхности. Большие тяжелые современные корабли едва справляются с волной и ветром, а маленькие парусники с оголенными мачтами, как легкие мотыльки, уносятся порывами урагана, подчиняясь его могучей силе. Словом, еще минута — и все пойдет к черту! Так приходит тот самый час, когда не только капитаны, но и суда, а также их создатели — инженеры-кораблестроители держат экзамен на зрелость.. Иные корабли возвращаются в порт с поломанным рангоутом и вдребезги разбитыми шлюпками, другие ггавеки остаются в океане. Почему же одни из них плавают десятки лет, выдерживая любые передряги, а другие не могут справиться со штормом, хотя и капитан, и команда сделали* все, что от них зависело? Не так-то просто ответить на этот вопрос, ибо каждый раз, когда происходит подобная трагедия, причины ее оказываются самыми разными. Впрочем, теперь такие катастрофы случаются сравнительно редко.

Для того чтобы свести к минимуму возможность аварий, связанных со штормом, инженеры-кораблестроитсли должны предвидеть все мыслимые ситуации, в которых может очутиться судно, и уметь рассчитать силы, котарые могут воздействовать на него в самых критических случаях. А это далеко не просто.

…Ноябрьским утром 1775 г. жители португальской столицы Лиссабон были поражены необычайной картиной. Атлантический океан отступил, гавань осохла, и около трехсот кораблей в беспорядке легло на ее дно. Внезапно зловещая тишина сменилась глухим гулом, огромная водяная стена ворвалась в бухту, вода мгновенно заполнила гавань и, не останавливаясь, хлынула в город. Большие трехмачтовые корабли летели на берег как игрушечные.