Радиопеленгация

Современная радиопеленгация на флоте

Вряд ли будет преувеличением сказать, что магнитный компас, секстан и хронометр создали мореплавание. Эти приборы дают возможность определять место судна по береговым ориентирам, солнцу или звездам. Вполне естественно, что подобные определения можно производить лишь в ясную погоду. Если же есть туман, облачность или просто плохая видимость, положение моряков сильно осложнялось.

Наука долго не могла найти надежных способов определения места корабля, пока не было изобретено радио. Оно потому и появилось сразу же на флоте, что именно корабли нуждались в нем больше всего. Применение радио в кораблевождении началось почти одновременно с его изобретением.

Летом 1897 г., когда А. С. Попов вместе с П. Н. Рыбкиным проводил на Балтике опытные радиопереговоры между двумя кораблями, было обнаружено, что, как только между ними проходило третье судно, связь нарушалась или прерывалась совсем. Оказалось, что посторонний корабль преграждал путь радиоволнам: они отражались от него и не могли попасть к приемнику. Это открытие порождало новые возможности для применения радио: радиоволны могли стать средством отыскания невидимых объектов! Ведь если ночью или в тумане между двумя судами, поддерживающими радиосвязь, появится третье, — оно будет немедленно замечено.

Именно к такому заключению пришел А. С. Попов, сообщив о своем открытии в штаб Кронштадтского порта.

Адмирал С. О. Макаров заинтересовался этой идеей. Во время русско-японской войны он издал приказ, рекомендовавший определять направление на неприятельские корабли, используя их радиопередачи. Для этого надо было, маневрируя своим кораблем, затенять приемный провод рангоутом и по положению последнего определять направление прихода радиоволн.

Радиопеленгаторы, таким образом, стали первыми радиотехническими средствами, получившими еще до первой империалистической войны хоть и очень ограниченное, но практическое применение.

Значительным шагом вперед стало использование принципов радиопеленгации для определения собственного местоположения корабля после создания специальных стационарных береговых радиомаяков. Направления, т. е. пеленги, на них определяются радиопеленгатором на корабле. Поворачивая рамку специальной направленной антенны, оператор слышит характерный сигнал меняющейся громкости. Если плоскость рамки антенны совпадает с направлением на радиопередатчик — принимаемый сигнал максимален, если она расположена перпендикулярно этому направлению — сила сигнала уменьшается до минимума. Радиомаяки пеленгуются по минимуму, так как слабый сигнал прослушивается в более узком угле пеленгования и направление определяется точнее.

В 1926 г. создали маяки направленного действия. Это дало возможность упростить судовую радиостанцию и определять место судна с помощью обычного радиоприемника связи. Первый такой радиомаяк в СССР был установлен в 1933 г. на мысе Херсонес.

Теперь существуют различные типы радиомаяков: кругового действия, направленного действия, вращающиеся, створные и наиболее современные — секторные. Но ни один из них не является совершенным средством определения места корабля в море.

Точность пеленгования маяков, работающих в течение сравнительно короткого промежутка времени, зависит от многих причин, в значительной мере случайных. Кроме того, радиолокаторы, пеленгующие стационарные маяки, имеют ограниченную дальность действия, так как применяемые ультракороткие волны почти не огибают выпуклость морской поверхности.

Усилия ученых и инженеров, работающих в области радиотехники, постоянно были направлены на поиск и создание новых радиосистем, свободных от недостатков прямого радиопеленгования.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *