Развитие парусного флота

мачты и бушприты составляли из нескольких

В XVI в. в Португалии начали строить корабли, похожие на нефы, названные каракками. Они завоевали популярность во многих странах. Вскоре нефы и каракки слились в один тип судов. Именно им пришлось испытать на себе все ошибки и достижения кораблестроителей того времени. Эти же суда и положили начало перехода от весел к парусам.

Развитие парусного флота повлекло за собой и появление самых разнообразнейших и многочисленных снастей для крепления мачт и управления парусами. Моряки называют эти снасти стоячим и бегучим такелажем. Первая мачта от носа — фок-мачта, затем грот и бизань. Основной и самой высокой всегда являлась грот-мачта. Ее ставили в средней части корабля — или в середине по длине киля, или в середине главной палубы. Она служила своеобразным эталоном, по которому с помощью простых формул до второй половины XVII в. определяли длину и толщину остальных мачт и такелажа.

Сравнительно небольшие мачты выделывались из стволов целых деревьев, на сооружение больших шли деревянные пластины — фиши. Они скреплялись точеными дубовыми стержнями — коксами и стягивались металлическими бугелями. Увеличение размеров кораблей вело к удлинению и утолщению мачт, реев и других видов рангоута, а также к увеличению числа и площади отдельных парусов. Для их размещения в носу судна появилась наклонная мачта — бушприт. Мачты и бушприты составляли из нескольких колен — стенег и утлегарей соответственно.

Корабельные паруса по форме покроя разделялись на прямые — в виде правильных четырехугольников или трапеций, косые — в виде неправильных четырехугольников и треугольные. Наибольшие по площади паруса, поднимаемые на фок — и грот-мачтах, служили главным образом для развития скорости. На бушприте и под ним ставилось два небольших паруса — бом-блинд и блинд. Но такое размещение было неудачным: океанские волны срывали эти паруса. Впоследствии они были заменены треугольными стакселями и кливерами, расположенными выше бушприта. Так постепенно появились целые системы парусов, или парусное вооружение кораблей.