Рождение скорости

давление на корпусе при движении судна

Ходкость судна и скорость судна — какая разница между этими понятиями? Ходкость — важное мореходное качество. Корабль стоит на рейде или в гавани, скорость его равна нулю, но он обладает ходкостью, т. е. возможностью развить ту или иную скорость.

Кораблестроители всегда стремились создавать быстроходные суда, но далеко не всегда добивались хороших результатов, а если и добивались, то, как правило, за счет других мореходных качеств корабля. Одним из наиболее примечательных судов древности с этой точки зрения, пожалуй, можно назвать галеру. Это было легкое судно с изящными обводами корпуса. С каждым ударом своих многочисленных весел оно продвигалось на добрый десяток метров. На носу галеры выступал таран, увенчанный головой дракона или крокодила, — мощный бивень, с помощью которого ломали весла на корабле противника или пробивали его борт. Но при свежем ветре и волне галера спешила приблизиться к берегу и укрыться в каком-нибудь заливчике: судно плохо выдерживагло качку. Корабельщики, строившие галеры, располагали слабым двигателем — мускулатурой гребцов, и поэтому многое принесли в жертву ходкости.

Отличные древние мастера, создававшие корабли с помощью топора и пилы, не знали многого, что известно современным инженерам-кораблестроителям. И прежде чем достигнуть той степени совершенства, которой обладают наши суда, архитектура корабля проделала долгий и нелегкий путь.