Рыцарь застывшего океана

с этой целью макаров решил

Русский адмирал и ученый Степан Осипович Макаров хотел плавать в морях, омывающих северное побережье России, установить сообщение с устьем Енисея и других сибирских рек, он мечтал достигнуть Северного полюса Земли — царства вечных льдов. С этой целью Макаров решил создать большой мощный ледокол.

Макаров изучил опыт «Фрама», ездил в Америку на озера Гурон, Мичиган, Эри знакомиться с работой ледокольных паромов, на пароходе «Иоанн Кронштадтский» ходил в Карское море изучать летние условия плавания. Все это в конце концов позволило ему определить, каким должен быть будущий ледокол.

Его построили на стапелях фирмы «Армстронг и Витворт» в излучине спокойной реки Тайн в Англии и дали ему русское имя «Ермак», которое он гордо пронес сквозь долгие годы плаваний до самого последнего рейса. В отличие от других кораблей, построенных за границей для России, он был детищем нашей родины, реальным воплощением идей С. О. Макарова.

В марте 1899 г., когда льды в Финском заливе обычно достигают наибольшей толщины, «Ермак» впервые подходил к Кронштадту. Он пробил канал во льдах, сковавших Большой Кронштадтский рейд, вошел *в ворота гавани и, описав крутую кривую, — встал на назначенное место. Тысячи людей, ожидавших его прибытия, пришли в восторг от легкости, с которой двигался и маневрировал ледокол: ни одно судно в это время года не могло ни прийти, ни выйти из Кронштадта. «Ермак» прекрасно справился с ледяными полями Финского залива. Каков он будет за полярным кругом?

…Первые часы в Арктике. «Ермак» у кромки льдов. И капитан ледокола М. П. Васильев, и сам адмирал Макаров в нерешительности. Неизвестность всегда страшит. Какой толщины лед, достаточно ли сильны машины? Если хмашины окажутся слабыми, волны развернут ледокол и с силой станут бить его бортом о лед.

Вот ледокол малым ходом пошел на лед—и тот расступился, с гулом лопаясь под напором его корпуса. Морской полярный лед отличался от пресноводного балтийского, даже на малом ходу корпус ледокола содрогался от ударов, обшивка в носовой части начала вибрировать, возникла течь. Ледокол вернулся на ремонт в Ньюкасл.

Летом того же 1899 г. «Ермак» снова пришел в Арктику. На этот раз испытания завершились пробоиной в носу. В третий раз ледокол вошел в полярные льды в июне 1901 г. с заданием исследовать район севернее Шпицбергена. Менее чем через неделю после выхода из норвежского порта Тромсё он попал в сплошной лед, и, когда берега Новой Земли были отчетливо видны с его палубы, ледокол остановился. Почти месяц он не двигался, зажатый льдами, которые ветер гнал к побережью острова. Появились первые признаки приближения полярной осени. Столбик ртути в термометре по ночам опускался ниже нуля, и тревога о будущем закрадывалась — в сердца моряков.