С юных лет он отличался

на них с помощью

Изобретение компаундной машины (паровая машина двойного расширения) почти вдвгсГе против прежнего уменьшило расход топлива. Затем была создана паровая машина тройного расширения, еще более экономичная. Появились так называемые трампы — пароходы-бродяги, Они ходили не по определенным линиям, а туда, где можно получить груз. Их неприхотливые, надежные и экономичные машины давали возможность долго находиться в море. Они не боялись ни штилей, ни встречных течений, самостоятельно пробирались через проливы и узкости, медленно, но верно отбирая у парусников фрахты.

Короткий и блистательный век паруса кончился, но парусники еще долго существовали, и человек не отказался от мысли использовать силу ветра.

Человек, пытавшиися заменить парус. Немецкий инженер Антон Флеттнер (1885—1961 гг.) принадлежал к счастливои категории людей, которые не пройдут мимо того, что видят, но не замечают многие другие. С юных лет он отличался пытливостью— этим неотъемлемым качеством всех изобретателей. Однажды, совершая на паруснике долгое и трудное плавание по Атлантическому и Индийскому океанам, он вдруг особенно остро почувствовал, как одинок и слаб человек перед могуществом шторма. Это ощущение возникало в нем каждый раз, когда он видел, какую отчаянную борьбу со стихией вели моряки, управляясь с парусами на высоте 40—50 м под рев неистовых волн и удары грома.

Парусники требовали специально обученной команды для постановки и уборки многочисленных парусов площадью в тысячи квадратных метров. Кроме того, само парусное вооружение больших кораблей было сложным, дорогим и малоэффективным, с точки зрения аэродинамики, устройством. Нельзя ли заменить чем-либо парус, используя все ту же силу ветра? Флеттнер неоднократно задумывался над этим вопросом. Однажды он вспомнил об опытах Магнуса.

В середине XIX в. берлинский физик Густав Магнус исследовал влияние вращения артиллерийского снаряда на траекторию его полета. Он установил, что снаряд отклоняется, но не вбок, как можно было ожидать, а вверх или вниз, в зависимости от направления вращения снаряда и ветра. Впоследствии это явление назвали эффектом Магнуса. С ним сталкиваются теннисисты, которые во время игры любят давать резаные или крученые мячи. Такие мячи на ветру изменяют направление полета. Впоследствии наличие этого эффекта было подтверждено опытом с весами. На них с помощью гирь уравновешивался горизонтально расположенный цилиндр, соединенный с небольшим моторчиком. Равновесие не нарушалось, если неподвижный цилиндр обдували воздухом. Стоило только заставить его вращаться, как чашка весов поднималась или опускалась в зависимости от направления вращения».

Опыты Магнуса навели Флеттнера на мысль заменить парус на судне вращающимся цилиндром. Но сразу же возникли сомнения. На большом судне это будут тяжеловесные металлические башни высотой 20—25 м. В шторм такие башни наверняка будут представлять для судна огромную опасность. Как они выдержат напор ураганного ветра, насколько будут эффективны при плавании в бейдевинд? Изобретатель начал свои исследования.