Сегодня под флагом России

все вместе они представляют большую флотилию на

Еще Шекспир говорил, что изобилие и мир рождают трусов. Современное судно создает между человеком и морем преграду из стали, пара и электричества. Она надежно защищает моряка, но из-за нее же он может стать слишком беспечным и начинает пренебрегать теми опасностями, которые таит в себе океан. Моряк.много доверяет радиолокатору, автоматике, всевозможным приборам, которые должны вовремя предупредить обо всем, что происходит, изменить курс судна, заставить работать машины в другом режиме. Но одних достижений техники недостаточно. Нужны еще опыт и мореходное искусство. Морская стихия не изменилась, она по-прежнему требует от человека многих качеств, котрые он может приобрести только на парусниках, ъ борьбе со штормовым океаном.

Быстрая реакция, чувство ветра, умение работать м управлять гребной и парусной шлюпкой в свежую погоду, способность мгновенно находить выход из положения и другие качества вырабатывались у моряков на парусниках. Без этих качеств просто нельзя было плавать на парусных кораблях. Капитаны парусников не имели возможности укрыться в уютной и теплой ходовой рубке, откуда сегодня моряки могут наблюдать за морем, не появляясь на пронизывающем ветру. Они проводили большую часть времени на палубе. Где-нибудь у светового люка крепилось плетеное соломенное кресло, в котором капитан даже спал, готовый каждую секунду вскочить на ноги и,, мгновенно оценив обстановку, подать нужную команду. Океан был рядом, почти у его ног. Он то покорно и робко подступал к палубе, словно не решаясь обдать ее волной, то пытался сбить корабль с курса, сорвать паруса, снести мачты, положить судно на борт и опрокинуть его. Радио не было, неоткуда и не от кого было ждать помощи. Все зависело от слаженности комаады, от опытности и выдержки капитана. В тот ушедший навсегда в прошлое век мачт, парусов и дубовых шпангоутов мастерство капитанов-парусников было доведено до высшей степени совершенства.

Матросы работали с парусами в труднейших условиях, на реях и палубе, в жесточайший ветер и дождь, не обращая внимания на качку, надеясь только на собственные силы и сноровку, работа требовала смекалки и быстроты реакции — все эти качества и вырабатывались у моряков на парусных судах.

роторное судно 'барбара'

Вот почему парусники в XX в. приобрели особо важную роль — готовить смену тем, кто сегодня плавает на современных грузовых и пассажирских судах. Каждая морская держава начинает воспитание будущих моряков именно на парусных кораблях.

Сегодня под флагом России ходят шхуны и барки. Каждое морское училище имеет свои парусники. Все вместе они представляют большую флотилию, на которой будущие моряки приобретают необходимую закалку. Среди этих кораблей мы встречаем и огромный стальной барк, знакомый многим морякам мира. Это «Падуя» — один из представителей «Летающей линии П», построенный в 1926 г. Он сменил подданство и теперь носит славное имя Крузенштерна.

«Крузенштерн» — самый большой барк в мире. Его водоизмещение в полном грузу 6000 т, наибольшая длина 114,5 м, а ширина 14 м. Кроме всего того, что полагается иметь любому паруснику, он оборудован мощной радиостанцией и двумя дизелями по 800 л. с., которые выручают его в штиль и в особо трудных условиях.

Это весьма знаменательно, что корабль, носящий имя первого русского мореплавателя, совершившего кругосветное путешествие, представляет молодых советских моряков океану.