Сплав талантов

иные ходили быстрее но не имели

«Индевр» Д. Кука, «Диана» В. Головнина… Сколько парусных судов всех флагов вошло в историю или кануло в безвестность! Мы даже не знаем, кто из них нашел себе могилу на дне океана или провел последние дни в тиши заброшенной гавани. Как бы то ни было, они заслужили, чтобы моряки сегодня почтили их память: именно они подготовили короткий, но блистательный период, можно сказать, золотой век парусного флота. Жизнь в море, дальние и каботажные рейсы, годы борьбы с океаном позволили накопить драгоценный опыт и дали возможность кораблестроителям создать удивительные парусники, на которых капитаны могли проявить свое искусство в полном блеске.

Первым таким удивительным судном была «Радуга», построенная в Америке в 1845 г. Появление этого судна вызвало яростные споры среди бывалых капитанов. Им казалась странной форма корпуса судна: наибольшая ширина отнесена далеко к корме, поперечное сечение ниже ватерлинии напоминало треугольник, нос сильно заострен и вогнут. Все это противоречило взглядам, господствовавшим среди кораблестроителей того времени. Но предсказания скептиков не оправдались. «Радуга» оказалась прекрасным ходоком, и арматоры начали заказывать корабли этого типа лучшим верфям в Америке. Впоследствии их начали строить в Англии, России, Франции.

Новые парусники на ходу словно обрезали гребни волн, отчего за ними и закрепилось название клипер (от английского глагола to clip, что значит «стричь», «обрезать»). Они отличались от всех своих предшественников большой остойчивостью, несли множество парусов, великолепно всходили на волну, принимали сравнительно мало воды на верхнюю палубу, легко двигались при слабом ветре — словом, удивляли и привлекали моряков своими необыкновенными качествами.

Клиперы появились в те дни, когда пароходы еще только подавали надежды, а если некоторые из них и отваживались на дальние плавания, то за недостатком топлива значительную часть пути проделывали под парусами. В основном же это были слабосильные буксиры, которые выводили суда на открытый рейд, откуда, окрыленные парусами, те мчались в океан.

Человеку XX в. трудно оценить быстроту движения парусников. Прежде всего ему надо отрешиться от достижений современной техники, забыть об автомобилях, о том, что скорость поездов давно перевалила за сотню километров в час, а самолеты намного обогнали звук, и представить себе, с какой скоростью ходили суда до появления клиперов. Каравеллы Магеллана, испанские галеоны, французские люгеры неторопливо пересекали океан, обычно со скоростью 6—7 узлов. Иные ходили быстрее, но не имели вместительных трюмов, плохо держались на волне или обладали какими-нибудь другими недостатками.

Клиперы в течение ряда десятилетий не только перевозили пассажиров и различные грузы, но и входили в состав военных флотов. Из Англии эти суда шли в основном по двум направлениям — в Китай и Австралию. На этих-то линиях они и раскрыли свои возможности, показав при этом большие скорости. Они принесли мировую славу как судостроителям, так и судовладельцам.

Таков, например, знаменитый «квартет», построенный на американских верфях по заказу английской компании «Блэк Болл Лайн» — «Линия Черного Шара»: на грот-мачте судов этой компании всегда развевался красный вымпел с черным кругом посередине. В состав «квартета» входили: «Молния», «Чемпион морей», «Джемс Бейнс» (по имени судовладельца) и «Дональд Маккей» (по имени судостроителя).