Способ борьбы с океаном

в свежую погоду в открытом море оно рассекает

Практически поступали так: продолговатый парусиновый мешок, длиною приблизительно 0,75 и шириною 0,25 м, набивалц паклей, пропитанной маслом, протыкали несколько отверстий и подвешивали за бортом с той стороны, откуда приходят волны, по возможности дальше от судна, так, чтобы при крене мешок погружался в воду.

Оказалось, что для усмирения волн нужно не так уж много масла. Пароход «Стокгольм Сити» на протяжении 170 миль пути по взволнованному морю за 17 часов истратил 76 л масла, т. е. его уходило приблизительно 4,5 л в час.

Но, конечно, трудно предположить, что капитаны второй половины XX столетия станут часто прибегать к этому способу борьбы с океаном.

Современные суда обладают высокой степенью технического совершенства, а капитаны их — высокообразованные, квалифицированные специалисты. И в наши дни судьба корабля зависит в основном от опытности капитана и его команды, а не от разгулявшейся стихии.

Прежде чем вступить в строй, новое судно проходит специальные мореходные испытания. В свежую погоду в открытом море оно рассекает форштевнем волну, подставляет ей борт, меняет скорости, — словом, демонстрирует и проверяет все те качества, которые в него вложили инженеры. Только после серьезных испытаний капитану нового судна вручают технический паспорт, или формуляр, с результатами этого «экзамена».

Технический паспорт отражает возможности судна. Одни суда предназначены для работы только на рейдах или в прибрежных водах, другие должны спешно укрыться в порту, когда приближается шторм. Если же судно имеет неограниченный район плавания и отвечает всем жестким морским классификационным требованиям, формуляр является той путевкой, которая дает ему право вступать в единоборство с самим океаном.