Суда на воздушной подушке

скорость движения судна на воздушной подушке

Одно из первых английских судов на воздушной подушке весом в 4 т парило на высоте всего лишь 20 см. Использование эластичной «юбки» резко увеличило высоту подъема. Летом 1962 г. в Англии стали использовать суда на воздушной подушке для пассажирского сообщения.

Суда на воздушной подушке достигли скоростей, недоступных для обычных водоизмещающих кораблей. Суда фирмы «Виккерс»—10 и 15 т — показали скорость 70 и 75 узлов соответственно, а судно № 3 (38 т) достигает 83 узлов. Но все эти суда плавают по коротким маршрутам и на сравнительно спокойных водах.

Какая же все-таки принципиальная разница между аппаратами, которые, поддерживаемые воздухом, движутся над сушей и над водной поверхностью? Никакой, если бы в море всегда господствовал штиль.

Суда на воздушной подушке, как и водоизмещающие суда, должны обладать отличными мореходными качествами. Сегодня моряки не так уж много знают о том, как поведут себя эти суда в открытом море.

Крен и дифферент на этих судах образуются легко, даже независимо от волнения. Это объясняется легкостью перетекания «подушки» в приподнявшуюся часть судна. Чтобы воспрепятствовать перетеканию, конструкторы применяют различные завесы, резиновые или металлические перегородки.

Давление воздушной подушки значительно сглаживает вершины волн, проходящих под судном. Но оно же является причиной образования брызг. Воздух увлекает за собой воду, и вокруг судна образуется водяная завеса, которая резко ухудшает видимость, затрудняет работу экипажа, увлажняет воздух, забираемый вентиляторами, а в холодное время года является причиной интенсивного обледенения. Однако при движении со скоростью более 30 узлов значительная часть брызг остается за кормой.

Скорость движения судна на воздушной подушке определяется почти исключительно мощностью двигателя. Ставят двигатели различного типа, например, авиационные с воздушными винтами. Но насыщенная парами и капельками морской воды атмосфера вызывает быструю коррозию и преждевременный износ авиамоторов. В связи с этим в воздухоприемных каналах устанавливают фильтры, но и они не спасают от влаги. Поэтому все чаще и чаще вместо авиамоторов стараются использовать легкие судовые двигатели и газовые турбины.

Создание судов на воздушной подушке недаром увлекает воображение инженеров многих стран. Для них не надо специальных гаваней или портов, они могут двигаться по мелководью, выходить на пологий берег и в случае необходимости парить над снегом, льдом, болотами и реками сг быстрым течением.

Совершенно очевидно, что сегодня эта отрасль кораблестроения находится в начале своего развития.