Суда с ложкообразной формой носа

оно смело вошло в полярные

Именно таким и был «Фрам» — маленькое суденышко, построенное под непосредственным наблюдением Фритьофа Нансена. Оно смело вошло в полярные льды в районе архипелага Норденшельда и, окруженное со всех сторон торосами, начало свой героический дрейф. Он не оправдал надежд Нансена: «Фрам» дрейфовал по ломаной линии в общем направлении на запад и его путь ни разу не подошел достаточно близко к Северному полюсу. Зато он почти три года — выдерживал натиск льда. Льдины сталкивались друг с другом, вылезали на борт судна, но не повредили его корпуса. Этот факт сам по себе не ускользнул от внимания кораблестроителей.

Так был сделан первый шаг по пути создания ледоколов.

Второй шаг сделал никому неизвестный предприниматель. В 1864 г. сообщение между Кронштадтом и Ораниенбаумом поддерживалось небольшими пароходами. Их владелец, некий Бритнев, не стремился достичь Северного полюса и не ставил перед собой никаких возвышенных целей, но ему удалось сделать усовершенствование, имевшее большое значение для дальнейшего поиска формы корпуса ледокола.

Смекалистый предприимчивый пароходчик изменил форму носа у одного из своих суденышек — «Пайлота», как бы подрезав его. Пароходик стал налезать на льдины и расталкивать их. Сообщение с берегом, которое обычно прерывалось с началом ледостава, удалось поддерживать в течение нескольких дополнительных недель.

Бритнев был доволен своим усовершенствованием, но мысль о возможности создать специальное судно для плавания во льдах, по-видимому, не приходила ему в голову. Вот почему он с легкостью согласился продать свои чертежи немцам.

Немецкие инженеры построили специальные суда с ложкообразной формой носа, впоследствии получившие название гамбургских ледоколов. Самый крупный из них едва достигал водоизмещения 900 т, самый маленький был всего лишь 90 т. Зимой ветер, течение и лед часто создавали заторы на Эльбе и прерывали сообщение с крупнейшим немецким портом Гамбург. Ледоколы хорошо работали в ровном льду без торосистых нагромождений. Но ледовые условия на морях и океанах значительно сложнее и разнообразнее. И вот для этих условий такая форма носа оказалась далеко не идеальной: ложкообразные обводы носа — способствовали скоплению снега и льда перед форштевнем, ледокол на ходу сильно рыскал, а иногда застревал во льдах.

К концу XIX в. во многих странах было построено немало ледоколов. Они могли работать в слабых ледяных полях, но были бессильны против мощных льдов и торосистых нагромождений. Среди них не было ни одного, способного постоянно поддерживать движение судов через льды по определенным линиям.

Первый такой линейный ледокол появился в России.