Судно покинуло Данциг

многообещающие результаты успешных испытаний дали

Этим судном была видавшая виды трехмачтовая шхуна «Букау» водоизмещением около 600 т. Шхуну разоружили и вместо трех мачт поставили два ротора-цилиндра высотой 13,1 м и диаметром 1,5 м, которые возвышались над палубой, словно башни. Два электромотора постоянного тока напряжением 220 в приводили их в движение. Электроэнергию вырабатывал небольшой дизель-генератор мощностью 45 л. с.

Первые, довольно робкие, испытания начались на Балтике, но закончились они удачно. И в феврале 1925 г. судно покинуло Данциг, направляясь в Англию. В Северном море «Букау» пришлось бороться с тяжелым волнением, но шхуна раскачивалась меньше, чем корабли, с которыми она встречалась. Опасения, что тяжелые роторы скажутся отрицательно на остойчивости судна или сами пострадают во время качки, не оправдались, давление ветра на их поверхности не достигало больших величин. В то же время погода была настолько скверной, что волны нанесли немалый урон палубному оборудованию «Букау», а многие суда примерно такого же водоизмещения вынуждены были искать убежища. Английские газеты писали, что ни один парусник не мог бы совершить плавания, которое проделала роторная шхуна. В заливе Ферт-оф-Форт ей готовили торжественную встречу. Сотни маленьких суденышек ждали ее в море, в воздухе гудели самолеты, на берегу и пристанях стояли толпы народа.

Обратный переход в Куксхафен тоже сопровождался штормами. На этот раз «Букау» нагрузили углем по ватерлинию, и она еще раз показала свои преимущества перед другими парусниками. Волны снова хозяйничали на палубе и разбили спасательную шлюпку, но сами роторы и их механизмы никаких повреждений не имели. Впоследствии шхуна получила новое название — «Баден-Баден» и совершила еще одно трудное плавание: она пересекла Атлантический океан, перенесла жестокий шторм в Бискайском заливе и благополучно прибыла в Нью-Йорк.

Многообещающие результаты успешных испытаний дали возможность продолжить эту интересную работу. По заказу военно-морского флота Германии началась постройка нового корабля — «Барбара». Это было первое и последнее судно, созданное специально как роторное. Оно предназначалось для перевозки фруктов из Италии в Гамбург, а позднее и для плаваний в Южную Америку — нужно было испытать роторы в длительной эксплуатации. Судно имело длину около 90 м и ширину 13 м, его грузовместимость достигала 3000 т. По первоначальному проекту на нем предполагалось установить один гигантский ротор, но затем было решено поставить три меньшего размера из алюминиевых сплавов; толщина их стенок, как и на «Баден-Бадене», была несколько больше миллиметра. Для каждого ротора предназначался один электромотор мощностью 35 л. с., развивающий до 150 об/мин.