Тогда решили подвесить

минут через двадцать водное

Но оказалось, что капитан предусмотрительно распорядился захватить в шлюпки масло. Его стали лить за борт. Растекаясь по поверхности воды, оно покрыло ее тончайшей пленкой. Гребни исчезли, вода слабо плескалась у борта, и шлюпки спокойно шли, плавно раскачиваясь на сильной зыби. Через 60 часов борьбы, усмиряя разбушевавшийся океан с помощью масла, моряки достигли берега.

В том же году вышедший из Балтиморы английский пароход «Нэпир» был настигнут ураганным норд-остом. Тяжелая качка выматывала силы людей, вода Це успевала стекать с палубы, а набегавшая с кормы волна захлестывала пароход, и он не раз оказывался в опасном положении. Тогда решили подвесить с обоих бортов масляные мешки. Поверхность моря на расстоянии 6—7 м от «Нэпира» совершенно сгладилась. Растекаясь веером за кормой, масло защитило пароход от набегавших волн. Уже в 20 м от борта гребни исчезали, качка стала спокойнее, и пароход не заливало. Через трое суток он благополучно пришел в порт назначения.

Вслед за «Нэпиром» Балтимору покинуло семь других судов. Два из них пропали без вести, остальные пришли с опозданием на трое-четверо суток.

«Марта Кобб» направлялась из Нью-Йорка в Европу, когда зимний шторм задал судну хорошую трепку. Почти все его шлюпки были разбиты волнами, кроме самой маленькой, которую просто невозможно было спустить на воду при огромном волнении. Вот почему капитан «Марты Кобб» оказался в большом затруднении, когда ему повстречалось судно, пострадавшее еще бсгльше. Оба корабля лежали в дрейфе, то появляясь на виду друг у друга, то исчезая в провалах между водяными холмами. Тогда капитан «Марты Кобб» приказал пустить помпу и откачивать масло, пролитое в трюме парохода. Кроме того, вскрыли бочонок с рыбьим жиром и стали лить его в воду. Минут через двадцать водное пространство между судами преобразилось, косматые пенные гребни исчезли и только мерная округлая зыбь катилась между судами. Маленькая шлюпка с тремя людьми пошла по ветру и за два рейса перевезла почти весь экипаж с погибающего судна.

Неизвестно, кто открыл эти интересные свойства масла. Во всяком случае о них знали уже в глубокой древности.

Масло, выливаемое в небольшом количестве, распространяется по поверхности и препятствует передаче энергии ветра водным массам. Гребни волн исчезают, волна не беснуется, не врывается на палубу, а спокойно приподнимает судно и проходит под ним. Огромное значение при этом имеет вязкость масла. Наиболее эффективны рыбий жир и другие животные жиры, растительные и особенно минеральные масла в данном случае менее полезны.