Твердое железо после прекращения намагничивания

описав явление девиации математически смит разработал

Изучением земного магнетизма он занялся еще в молодости. Плавая у берегов Гренландии и Шпицбергена, он убедился, что наблюдаемая им большая девиация не согласуется с теорией Флиндерса.

В дальнейшем оказалось, что Флиндерс исследовал так называемую полукруговую девиацию, т. е. девиацию, вызываемую влиянием твердого в магнитном отношении судового железа, — она-то и представляет собой главную часть девиации на деревянных судах. В 20-х годах прошлого столетия доктор Юнг открыл наличие, кроме полу-круговой, так называемой четвертной девиации, вызываемой действием на ко мл а-с мягкого в магнитном отношении железа. Он же первый пришел к мысли, что все судовое железо можно подразделить на твердое и мягкое. Твердое железо после прекращения намагничивания сохраняет приобретенный магнетизм на неопределенно долгое время, а мягкое быстро теряет его. Открытие доктора Юнга имело огромное значение для разработки математических основ теории девиации, которая тесно связана с именами двух других выдающихся людей — Пуассона и Смита.

Симон Дени Пуассон никогда не был моряком и не интересовался морем. Но, будучи крупнейшим теоретиком в области механики, физики и математики, заинтересовался запутанным вопросом работы компаса. Он исследовал и математически описал влияние мягкого железа на магнитную стрелку. Составленные им в 1829 г. уравнения псслужили началом для всех дальнейших изысканий. Однако они не могли найти практического применения: теория Пуассона рассматривала только причину явления — силы, действующие на компас, а на судах наблюдалось следствие — производимая ими девиация. Чтобы использовать уравнения практически, надо было преобразовать их и раскрыть физический смысл, что и сделал другой ученый — англичанин Арчибальд Смит.

У Арчибальда Смита удивительным образом сочетались блестящие способности к двум совершенно противоположным наукам — юриспруденции и математике. Как адвокат, он работал с утра и до вечера, стремясь прокормить большую семью, душа же его принадлежала математике. В ней он был поэтом, которого вдохновляли сложные математические проблемы. Увлечение теорией девиации заставило его взяться за уравнения Пуассона. Красивыми и точными преобразованиями он превратил их в простые и понятные формулы, которые так нужны были мореплавателям во время их скитаний по морям и океанам. Эти формулы устанавливали зависимость между курсом судна и девиацией магнитного компаса.

Описав явление девиации математически, Смит разработал удобные таблицы, по которым можно было вычислить девиацию после некоторых наблюдений и составить таблицы девиации для исправления показаний компаса во время плавания.

Казалось, что наконец-то найден выход и вековое проклятье, тяготевшее над кораблями, снято. Но торжество было преждевременным.

Металл на кораблях почти совсем вытеснил дерево. А появление стальных корпусов и механизмов все больше усложняло практическое решение задачи: девиация компасов стала достигать больших величин. Кроме того, на стальных кораблях было обнаружено еще одно неприятное явление: во время бортовой качки картушка компаса начинала, как говорят моряки, «ходить» то вправо, то влево. Это явление назвали креновой девиацией. Причина ее возникновения, как оказалось, — изменение сил судового магнетизма во время качки. Пользоваться таким компасом в свежую погоду было совершенно невозможно.