В апреле

шлюпка способна на некоторое

На шлюпке есть якорь, анкерок с пресной водой, компас, сигнальная книга и множество других принадлежностей, необходимых в море. Все они расположены в определенных местах, где их можно быстро найти. Многочисленные случаи из практики мореплавания показывают, какие огромные возможности таит в себе это маленькое суденышко.

Необычную аварию пришлось пережить английскому моряку капитану Блаю. «Баунти» — парусник, которым он командовал, направили на Таити за саженцами хлебного дерева. Адмиралтейство предполагало разводить его на Ямайке и других островах Карибского моря. В апреле 1789 г., когда «Баунти» стоял у берегов Таити, на корабле вспыхнул бунт. Блая связали и заперли в каюте, а потом бросили в шлюпку и вместе с матросами, оставшимися верными своему долгу, отправили на все четыре стороны. Правда, бунтовщики дали им немного воды и провизии, а также секстан и карту.

Капитан Блай был опытным моряком, и шлюпка сорок один день благополучно продержалась в океане, пока, пройдя 3618 миль, не достигла острова Тимор. Там Блай и его товарищи устроились на парусник, который доставил их в Англию.

Сейчас, как правило, нет надобности в таких далеких переходах. Сигнал бедствия прозвучал в эфире, и помощь обязательно придет. Таков закон моря, таков долг моряка. Подоспевшие на помощь суда будут искать пострадавших в районе аварии, и те, кто сел в шлюпки, должны держаться на месте. Сколько времени? Все зависит от того, на каком расстоянии находились корабли, принявшие сигнал бедствия.

Шлюпка способна на некоторое время заменить моряку корабль, но в ней нет никаких удобств, нет защиты ни от жары, ни от холода, ни от непогоды. Продержаться в ней под палящими лучами тропического солнца одинаково трудно и в жестокий шторм, и в знойный штиль. Не менее тяжко приходится где-нибудь в Северной Атлантике, где с каждым часом на бортах нарастает слой льда, а тело коченеет от холода. Не каждый способен выдержать это. Команда бельгийского парохода «Гандия» двадцать шесть дней провела в шлюпке и за это время потеряла двадцать четыре человека. Люди заболевали, сходили с ума и погибали, не выдержав тех условий, в которых оказались. Открытые шлюпки далеко не всегда справляются с ролью спасательного средства.