В известной мере это

среди них мы встречаем знакомые имена

Стальной барк «Потосси» в 1901 г. считался самым большим судном в мире, его вместимость достигала 4026 т. Потом его оттеснило на задний план другое судно — «Прей-сен», вооруженное как пятимачтовый корабль. Его вместимость составляла 5081 т, а водоизмещение — почти 11 ООО т. Длина корпуса достигала 124 м, ширина превышала 16 м. Оба судна, принадлежавшие компании Фердинанда Лаэша, перевозили грузы вплоть до начала второй мировой войны. По установившейся традиции, на всех судах компании развевались вымпелы, на белом поле которых алели буквы F и L — инициалы главы и основателя компании, а все названия парусников начинались с латинской буквы Р: «Пассат», «Памир», «Потосси», «Пекин» и т. д. Сочетание этих букв англичане шутя расшифровывали по-своему: «Flying Line Р», т. е. «Летающая линия П». В известной мере это название было справедливым. Многие корабли Лаэша, ходившие из Европы в Чили за селитрой, огибая мыс Горн, достигали по тем временам больших скоростей.

Капитан Хильгендорф, старый морской волк, обогнувший за свою жизнь мыс Горн 66 раз, установил своеобразный рекорд на паруснике «Потосси». Этот тяжелый стальной барк при слабом ветре почти не имел хода, зато в свежий развивал значительную скорость. На просторах Атлантики и у мыса Горн ветра хватало. В 1900 г. на весь рейс от Гамбурга до Вальпараисо «Потосси» затратил 61 день — с 15 марта по 15 мая, причем в течение одних суток — с 10 по 11 апреля — прошел 378 миль, т. е. показал среднюю скорость около 16 узлов.

Во время второй мировой войны перевозки на парусных судах практически прекратились. XX в. уготовил многим парусникам жалкую роль: он заставил их менять флаги, хозяев и назначение, превращал их в блокшивы, угольные баржи, портовые магазины, а самое главное — лишил их свободы движения, поставив на бочки и мертвые якоря.

В 1960 г. немецкий журнал «Марине рундшау» попытался произвести «перепись» парусных кораблей, уцелевших после второй мировой войны. Их оказалось более сотни. Среди них мы встречаем знакомые имена: «Пекин», «Пассат»—представителей «Летающей линии П». Они уже давно не видели океана и, не ходили вокруг мыса Горн. Рангоут этих судов сохранился только частично и значительно поредел гакелаж. И все же они не утратили своего былого величия и, казалось, готовы вновь поставить свои паруса навстречу ветру. К началу 1960 г. «Пассат» стоял в Любеке, предоставив свои помещения для юнг — воспитанников. морской школы торгового флота. И в этом — начало той новой роли, которую парус играет теперь в жизни моряков.

Комфорт и обманчивая безопасность современного судна с его всевозможными техническими новинками не проведут старого морского волка, но молодого моряка надо приучить к мысли, что может наступить такой критический момент, в который остановится двигатель, исчезнет электроэнергия, заклинит руль, откажут успокоители качки — произойдут десятки и сотни больших и малых бед. И тогда ему придется терпеть лишения и бороться за жизнь судна, жизнь своих товарищей и свою собственную. Он должен быть готовым к этой борьбе.