В наши дни

специально для этих работ был построен маленький парусник

На современных судах уничтожают девиацию магнитных компасов и определяют ее остаточную величину спе-циалисты-девиаторы или штурманы. Таблички над штурманским столом дают возможность учитывать девиацию и вводить соответствующую поправку в показания магнитного компаса. Но ведь при этом надо учитывать и склонение!

Современные штурманы в этом отношении не испытывают никаких затруднений и с легкостью получают величину склонения с морских карт, на которых они ведут прокладку курсов судна. Прежде чем им были созданы такие почта идеальные условия, наука о земном магнетизме прошла долгий и нелегкий путь.

Склонение, как и другие величины, характеризующие состояние магнитного поля Земли, меняется с течением времени и неодинаково в различных точках поверхности земного шара. В наши дни изучение земного магнетизма проводится в широких масштабах. Точные магнитные наблюдения на суше вести трудно из-за помех, создаваемых металлом и электричеством. Казалось бы, проще организовать такие наблюдения на море. Но работу здесь осложняет почти непрерывная качка. Кроме того, обилие стальных частей на судне делает магнитные исследования вообще невозможными, так как магнитные измерительные приборы очень чувствительны и сразу же изменяют свои показания, если вблизи них окажется какой-нибудь стальной предмет.

И все-таки без точных наблюдений в океане нельзя изучить магнитное поле Земли, ведь большая часть ее поверхности покрыта водой. В море начали выходить специальные экспедиции, но ни одна из них не могла решить задачу в сколько-нибудь полном объеме.

Особенно много сделала в этом отношении американская немагнитная шхуна «Карнеги» (568 т). В течение двадцати лет (1909—1929 гг.) «Карнеги» плавала в Атлантическом, Индийском и Тихом океанах, производя магнитные измерения. Во время ее экспедиций с высокой точностью были определены элементы магнитного поля Земли. На основании полученных данных составлены первые наиболее надежные карты магнитного поля нашей планеты.

Проводят магнитные измерения на поверхности Мирового океана и советские ученые. Специально для этих работ был построен маленький парусник—немагнитная шхуна «Заря» (580 т). На нем все необычно. Корпус судна деревянный, крепления бронзовые. Трапы, якоря, палубные механизмы, дверные ручки — из латуни. Здесь созданы наилучшие условия для работы магнитологов.

И все же избавиться полностью от стали так и не удалось. Для работы приборов, радиостанции, освещения нужны электромоторы. Кроме того, на судне поставили дизель, чтобы и в штиль, когда паруса бесполезны, можно было не прерывать плавания.