Вдоль ватерлинии она утолщена

многочисленные палубы и платформы придают

Необходимость добиться особой прочности корпуса судна значительно усложнила его конструкцию. Многочисленные палубы и платформы придают ему надлежащую жесткость. Кроме поперечных водонепроницаемых переборок, которые есть на всех современных судах, продольные водонепроницаемые переборки отделяют машинные и котельные помещения. Двойное дно судна переходит во второй борт. Словом, каждая часть судового набора рассчитана на борьбу со льдом, на толчки и удары.

Обшивка корпуса тоже необычна. Вдоль ватерлинии она утолщена и образует так называемый ледовый пояс (б этом месте корпус ледокола наиболее часто соприкасается со льдом). На «Ермаке» высота ледового пояса составляла около 5,4 метра, на «Сибири» — 6,1 м.

Чем сильнее машины ледокола, тем дальше на лед продвинется его корпус, чем он будет тяжелее, тем более крупную льдину он сумеет отколоть. Значит, для плавания в Арктике выгоднее строить ледоколы как можно большего водоизмещения, а следовательно, и веса. Но здесь и скрывается основная причина, препятствующая росту водоизмещения. Отколотые льдины мешают движению ледокола, и он как бы подминает их под себя, нажимает скулой на край льдины, заставляет ее скользить по борту и выталкивает ее где-нибудь в средней части корпуса или непосредственно за кормой. Особенно крупным льдинам некуда деваться.

Непрерывным ходом ледоколы сокрушают только сравнительно тонкий лед. «Ермак» и «Красин» ломали ходом лед толщиной 50—60 см. Особенно тяжелые льды они бьют «звездочкой», т. е. ударяют в одно и то же место в различных направлениях.

А бывает и так: ледокол ударил в лед и не расколол его и не сошел назад — застрял! Полным ходом работают машины, а корабль ни с места. Вот тогда в машинном отделении раздается телефонный звонок: поступает приказание привести в действие креново-дифферент-ную систему. Пускаются электромоторы, и помпы начинают качать воду. Они гонят ее в носовую дифферентную цистерну, нос становится тяжелее и сильнее давит на лед. Из цистерн правого борта вода перекачивается в левый и обратно. Ледокол начинает бортами давить на лед.