Во время качки

резкие изменения подъемной силы

Для плавания в открытом море крылья, пересекающие водную поверхность, малопригодны. Предположим, оборудованное ими судно попадает кормой на гребень волны. Волна полностью покрывает кормовые крылья, отчего возникает дополнительная подъемная сила и корма взлетает вверх, при этом носовые крылья могут получить отрицательный угол атаки, судно зароется носом в воду, в результате чего может создаться аварийное положение. При боковой волне со стороны гребня тоже возникает дополнительная подъемная сила, которая кренит судно.

Вот почему специалисты предпочитают применять на морских судах крылья, полностью погруженные в воду. Но такие крылья не имеют собственной устойчивости. Во время качки они вместе с корпусом судна меняют свое положение, т. е. угол атаки, а следовательно, изменяется и их подъемная сила. Поэтому они требуют устройства для автоматического регулирования угла атаки, чтобы подъемная сила крыла практически была постоянной. В таком устройстве должен быть предусмотрен «фильтрующий» механизм, который бы исключал реакцию на мелкие, короткие волны, чтобы судно хорошо держалось над водой и следовало профилю длинных волн. Иначе говоря, полностью погруженное в воду крыло должно быть «живым» и шевелиться, как плавник рыбы, чтобы дать судну возможность словно лететь над взволнованным морем. Как это сделать?

В распоряжении конструкторов много самых разнообразных средств, основанных на последних достижениях науки. Но и проблема, вставшая перед ними, чрезвычайно сложна. Мы привыкли, что остойчивость — это свойство, изначально присущее самому кораблю,^ можно сказать, его врожденное качество. А тут его приходится обеспечивать сложными и в общем капризными механизмами, ибо пока еще не удается создать остойчивое судно на полностью погруженных крыльях без использования таких механизмов.

Резкие изменения подъемной силы крыльев неблагоприятно сказываются на самом судне и находящихся на нем людях. Корпус испытывает сильные удары, возрастает сопротивление движению, и весь выигрыш в скорости пропадает. Кроме того, если по какой-либо причине сложная аппаратура, обеспечивающая остойчивость такого судна, выйдет из строя, рулевому придется быстро отключить вею автоматику и с помощью ручного управления перевести судно в водоизмещающее положение, «посадить» его на воду точно так’же, как сажают самолет. На это может не хватить времени. Вот почему еще довольно робко водолеты выходят в море. Например, теплоход «Мир» предназначен для плавания вблизи берегов в Азовском, Черном и Балтийском морях. При волне до 2 м он идет со скоростью около 30 узлов.