Во всех случаях для определения места

точку обозначающую местоположение корабля на

Основой секстана служит жесткая металлическая рама в виде сектора, ограниченного двумя радиусами, которые опираются на дугу в одну шестую часть окружности. На этой дуге расположена шкала — лимб с делениями на градусы и минуты. В вершине сектора укреплен конец подвижного радиуса — алидады с большим зеркалом. На раме прибора есть еще одно, неподвижное полупрозрачное малое зеркало, сквозь которое виден горизонт.

В отличие от большинства угломерных инструментов в секстане последовательное наведение на два предмета — горизонт и светило — заменяется одновременным совмещением линии горизонта и светила.

секстан: зрительная труба, большое зеркало, светофильтры, малое зеркало, лимб, алидада, стопор, рукоятка

В океане мореплаватель находится в центре таинственного замкнутого кольца — линии горизонта. Во всех случаях для определения места судна по небесным светилам с помощью обычного секстана нужна эта несуществующая, но вполне зримая линия — без нее прибор бесполезен. В средних широтах хорошо видимый горизонт — явление сравнительно редкое: туман, дымка, густая ночная тьма скрывают линию горизонта и не дают производить наблюдения, хотя звезды или солнце великолепно видны. В этих условиях определение места судна астрономическим способом становилось невозможным. Преодолеть это препятствие удалось только в XX в. с помощью небольшого воздушного пузырька, когда появился еще один вид секстана. Это такой же отражательный прибор, как и секстан, только несколько видоизмененной конструкции. Кроме того, в нем появилась новая деталь, которая позволяет использовать этот прибор независимо от видимости на море, — так называемый искусственный горизонт, создаваемый с помощью пузырькового уровня. Измерение высот сводится к совмещению изображения солнечного диска и пузырька. Это не так-то легко сделать во время качки, да и точность измерений значительно ниже, чем у обычного секстана. Таким образом, новый секстан не заменяет прежнего, а используется лишь в тех случаях, когда не виден горизонт.

Секстан применяют не только в открытом океане, но и вблизи берегов. Этот точный угломерный прибор годится для надежного определения места судна по ориентирам на берегу. Точность этого определения не зависит ни от девиации, ни от склонения, а лишь от искусства самого штурмана. Точку, обозначающую местоположение корабля на карте, можно получить путем несложных геометрических построений двух углов, измеренных между двумя точками — вершинами холмов, маяками, какими-либо зданиями или другими ориентирами, отчетливо видимыми с судна и точно обозначенными на карте. Обязательное условие при этом — одновременное измерение обоих углов, для чего нужны два наблюдателя и два секстана.

Зачем же пользоваться секстаном в шторм и холод, стоять на окатываемой волной палубе или где-нибудь на мостике, чтобы, с трудом взяв несколько высот, определять широту и долготу, вновь и вновь повторяя расчеты? Зачем, когда эфир принесет голоса далеких радиомаяков и можно, не покидая теплую рубку, получить все данные и точно нанести на карту местонахождение судна? Да, конечно, и перед штурманом радио открывает необычные возможности с точки зрения определения места судна. Но, к сожалению, с его помощью эта задача решается не всегда: из-за слишком больших расстояний, из-за непогоды, капризов аппаратуры или ее отсутствия. Огромные пространства океанов южного полушария, почти вся тропическая зона и многие другие районы не имеют радиомаяков. Штурман, пренебрежительно относящийся к секстану, рискует оказаться в тяжелом положении.